Rules.net.ru - правила и описания различных игр: карточные игры, пасьянсы, фокусы, азартные, детские и семейные игры, спортивные, настольные, игры в кости, на бумаге и другие


Rules.net.ru > классические шахматы (правила ФИДЕ)

Разделы:
 Спортивные
 Бильярд
 Кости
 Игры на досках
 Домино
 Карты
 Сонник толкование снов
 На бумаге
 Для вожатых
 Подвижные игры
 Игры народов мира
 Разные
 Статьи
 Ссылки
 Литература


классические шахматы (правила ФИДЕ)

Приложения

Правила игры в шахматы ФИДЕ относятся к игре за доской. Настоящее издание представляет собой перевод английского текста Правил игры в шахматы, который был принят на 71-м Конгрессе ФИДЕ в Стамбуле (Турция) в ноябре 2000 г. и вступил в силу с 1 июля 2001 г. В этих Правилах слова "он", "ему" и "его" могут означать также "она", "ей" и "ее".

Предисловие

Правила игры в шахматы не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не могут они предусмотреть и все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются статьей Правил, возможно принять правильное решение, действуя по аналогии с ситуациями, рассмотренными в Правилах. Правила исходят из того, что арбитры достаточно компетентны, обладают здравым суждением и абсолютно объективны. Излишне подробное правило могло бы лишить арбитра свободы суждения и помешать ему принять решение, основанное на справедливости, логике и учете конкретных условий.

ФИДЕ призывает всех шахматистов и федерации принять эту точку зрения. Любая шахматная федерация вправе ввести более подробные правила при условии, что они:

  1. не противоречат ни в чем официальным Правилам игры в шахматы ФИДЕ;

  2. действуют лишь на территории этой федерации; и

  3. не действуют на любом матче, чемпионате или отборочном соревновании, проводимом ФИДЕ, или на турнире с нормой звания или с обсчетом рейтинга ФИДЕ.

Статья 1. Сущность и цели игры в шахматы

1.1 Шахматную партию играют два партнера, которые поочередно передвигают фигуры на квадратной доске, называемой "шахматной доской". Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию. Считается, что за игроком очередь хода, когда сделан ход его партнера.

1.2 Целью каждого игрока является поставить короля партнера "под удар" таким образом, чтобы партнер не имел возможного хода, который позволил бы избежать "взятия" короля на следующем ходу. Считается, что игрок, который достиг этой цели, "поставил мат" королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого поставлен мат, проиграл партию.

1.3 Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Статья 2. Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1 Шахматная доска состоит из 64-х (сетка 8х8) равных квадратов, попеременно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Шахматная доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2 В начале игры один игрок имеет 16 фигур светлого цвета ("белые" фигуры), другой — 16 фигур темного цвета ("черные" фигуры). Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:


2.3 Начальная позиция фигур на шахматной доске следующая:

2.4 Восемь вертикальных рядов полей называются "вертикалями". Восемь горизонтальных рядов полей называются "горизонталями". Прямой ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется "диагональю".

Статья 3. Ходы фигур

3.1 Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2—3.8.

3.2 Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

3.3 Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4 Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5 При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.

3.6 Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

3.7 Ход пешки.

  1. Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или

  2. своим первым ходом пешка может пойти как в (а); кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или

  3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.

  4. пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием "на проходе".

  5. Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется "превращением", и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8 Ход короля.

  1. Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:

    • передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;

      Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.

      или

    • «рокировки». Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

    Перед рокировкой белых на королевский фланг
    Перед рокировкой черных на ферзевый фланг

    После рокировки белых на королевский фланг
    После рокировки черных на ферзевый фланг

    Перед рокировкой черных на королевский фланг
    Перед рокировкой белых на ферзевый фланг

    После рокировки белых на ферзевый фланг
    После рокировки черных на королевский фланг

    Рокировка невозможна:

    • если король уже ходил, или

    • с ладьей, которая уже ходила.

    Рокировка временно невозможна:

    • если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;

    • если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

  2. Считается, что король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить.

    Объявление шаха не обязательно.

3.9 Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Статья 4. Выполнение ходов

4.1 Каждый ход должен выполняться только одной рукой.

4.2 Предупредив заранее о своем намерении (например, сказав "поправляю". В оригинале "j'adoube" — по-французски и "I adjust" по-английски), игрок при своем ходе может поправить расположение одной или нескольких фигур на их полях.

4.3 За исключением предусмотренного Статьей 4.2 случая, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске

  1. одной или нескольких своих фигур, он должен пойти первой тронутой фигурой, ход которой возможен; или

  2. одной или нескольких фигур партнера, он должен взять первую тронутую фигуру, взятие которой возможно;

  3. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти фигурой или взять фигуру, которой коснулся первой и ход или взятие которой возможны. Если неясно, фигура ли игрока или его партнера была тронута первой, надо считать, что своей фигуры игрок коснулся раньше, чем фигуры партнера.

4.4 Если игрок:

  1. намеренно касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в эту сторону, если это возможно.

  2. намеренно касается ладьи, а затем своего короля, он не может рокировать в эту сторону на этом ходу, и к данной ситуации применяется Статья 4.3.а.

  3. намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, а рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход королем, в том числе — рокировку в иную сторону. Если король не имеет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход.

4.5 Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взята, игроку разрешается сделать любой возможный ход.

4.6 Игрок теряет свое право заявить о нарушении его партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он сам намеренно касается фигуры.

4.7 Когда в качестве возможного хода или части возможного хода фигуру поставили на поле и отпустили от нее руку, она не может затем быть передвинута на другое поле. Считается, что ход сделан, когда выполнены все необходимые требования Статьи 3.

Статья 5. Завершение игры

5.1 Партия выигрывается игроком,

  1. который поставил мат королю партнера. Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен мат, был возможным ходом.

  2. партнер которого заявляет, что он сдается. Это сразу заканчивает игру.

5.2 Партия может заканчиться вничью

  1. если игрок, который должен ходить, не имеет возможного хода и его король не находится под шахом. Считается, что партия закончилась "патом". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен пат, был возможным ходом.

  2. если возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов. Считается, что партия пришла к "мертвой позиции". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий эту позицию, был возможным.

  3. по соглашению между двумя партнерами во время игры. Это сразу заканчивает игру. (Статью 9.1.)

  4. если какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шахматной доске, по крайней мере, три раза. (Статью 9.2.)

  5. если каждый игрок сделал последние 50 последовательных ходов без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.(Статью 9.3.)

Статья 6. Шахматные часы

6.1 "Шахматными часами" называют часы с двумя устройствами индикации времени, соединенными друг с другом таким образом, что только одно из них может работать в одно и то же время.

«Часы» в Правилах игры в шахматы означает одно из двух устройств индикации времени.

"Падение флажка" означает окончание отведенного игроку времени.

6.2 a. При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать какое-то минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть определено заранее.

b. Время, сэкономленное игроком в течение одного периода, добавляется ко времени, отведенному ему для следующего периода, за исключением режима "задержки времени".

В режиме "задержки времени" оба игрока получают заданное "основное время на обдумывание". Каждый игрок также получает "фиксированное дополнительное время" на каждый ход. Уменьшение основного времени начинается только после того, как истекло фиксированное время. При условии, что игрок останавливает свои часы до истечения фиксированного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от того, какая часть фиксированного времени израсходована.

6.3 Каждое устройство индикации времени имеет "флажок". После того, как флажок падает, следует сразу же проверить выполнение требований Статьи 6.2.а.

6.4 Перед началом игры арбитр решает, где будут поставлены шахматные часы.

6.5 В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, имеющего белые фигуры.

6.6 Если ни один из партнеров не присутствует вначале, игрок, имеющий белые фигуры, должен потерять все время, которое истечет до его прибытия, если только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.

6.7 Любой игрок, который прибывает к шахматной доске более чем на один час позже запланированного начала игры, проигрывает партию, если только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.

6.8 a. В течение партии каждый игрок, сделав на шахматной доске свой ход, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игроку всегда должна быть предоставлена возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не сделал так, если только выполненный ход не заканчивает игру. (Статьи 5.1 и 5.2.)

Время между выполнением на шахматной доске хода и остановкой своих часов и пуском часов партнера считается как часть времени, отведенного игроку.

b. Игрок должен останавливать свои часы той же самой рукой, которой он сделал свой ход. Игроку запрещается задерживать свой палец на кнопке или над ней.

c. Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.

d. Если игрок не в состоянии обращаться с часами, то игроку может быть предоставлен помощник, допущенный арбитром, чтобы выполнять эту операцию. Показания часов должны быть поправлены арбитром справедливым образом.

6.9 Считается, что флажок упал, когда арбитр устанавливает этот факт или когда один из партнеров сделал правильное заявление об этом действии.

6.10 За исключением случаев, предусмотренных Статьей 5.1 или одной из Статей 5.2. а, b и с, если игрок не выполняет предписанное число ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если возникла такая позиция, что партнер не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной встречной игре.

6.11 Каждое показание часов считается неоспоримым при отсутствии любого очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным дефектом следует заменить. Арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на новых часах.

6.12 Если оба флажка упали и невозможно установить, какой флажок упал первым, партию надо продолжить.

6.13 a. Если игру необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью арбитра, например, когда при "превращении" нет в наличии требуемой фигуры.

c. В каждом случае арбитр должен решить, когда игру надо возобновить.

d. Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться за помощью арбитра, арбитр должен определить, имел ли игрок какую-либо обоснованную причину, чтобы так поступить. Если очевидно, что игрок не имел обоснованной причины для остановки часов, игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.

6.14 Если происходит какое-либо нарушение правил и/или фигуры надо восстановить в предшествующей позиции, арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на часах. Он должен также, если необходимо, поправить показания счетчика ходов на часах.

6.15 Экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие возникшую на шахматной доске позицию, ходы и число сделанных ходов, и часы, которые также показывают число ходов, разрешаются в игровом зале. Однако игрок не может делать заявление, основанное на информации, полученной таким образом.

Статья 7. Нарушения позиций

7.1 Если установлено, что

  1. во время игры начальная позиция фигур была неправильной, партия аннулируется и играется новая партия.

  2. во время игры единственная ошибка допущена только в том, что расположение шахматной доски противоречит Статье 2.1, то партия продолжается, а возникшая позиция переносится на правильно расположенную шахматную доску.

7.2 Если партия начата не тем цветом, тогда она продолжается, если только арбитр не решает иначе.

7.3 Если игрок сдвинет одну или несколько фигур, он должен восстановить правильную позицию за счет своего времени. Если необходимо, то игрок или его партнер должен оставить часы и попросить о помощи арбитра. Арбитр может наказать игрока, который сдвинул фигуры.

7.4 a. Если во время игры установлено, что был сделан невозможный ход, то должна быть восстановлена позиция, которая была непосредственно перед нарушением правил. Если позицию непосредственно перед нарушением правил невозможно определить, то партию следует продолжить с самой последней поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Показания часов должны быть поправлены в соответствии со Статьей 6.14. К ходу, заменяющему невозможный ход, применяется Статья 4.3. Затем партия продолжается с этой восстановленной позиции.

b. После предпринятого в соответствии со Статьей 7.4.а действия, за первые два невозможных хода игрока арбитр должен дать его партнеру две минуты дополнительного времени в каждом случае, за третий невозможный ход того же самого игрока арбитр должен признать партию проигранной этим игроком.

7.5 Если во время игры установлено, что были сдвинуты со своих полей фигуры, то должна быть восстановлена позиция, которая была перед нарушением правил. Если позицию непосредственно перед нарушением правил невозможно определить, то партию следует продолжить с самой последней поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Показания часов должны быть поправлены в соответствии со Статьей 6.14. Затем партия продолжается с этой восстановленной позиции.

Статья 8. Запись ходов

8.1 В процессе игры каждый игрок обязан записывать свои ходы и ходы партнера правильным способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, насколько возможно, в алгебраической нотации (Приложение Е), на бланке, предназначенном для соревнования.

Игрок может ответить на ход партнера прежде, чем запишет его, если он так желает. Он должен записать свой предыдущий ход прежде, чем сделает следующий. Оба игрока должны записать на бланке предложение ничьей (Приложение Е.12).

Если игрок не в состоянии вести запись ходов, то часть времени, определенная арбитром, отнимается от отведенного ему времени перед началом партии.

8.2 Бланк записи должен быть виден арбитру в течение всей партии.

8.3 Бланки записи являются собственностью организаторов соревнования.

8.4 Если на часах у игрока остается менее пяти минут и игрок не имеет дополнительного времени в 30 секунд или более, добавляемых после каждого хода, тогда он не обязан выполнять требования Статьи 8.1. Сразу же после падения одного из флажков игрок должен полностью восстановить запись на своем бланке, прежде чем передвинуть фигуру на шахматной доске.

8.5 a. Если в соответствии со Статьей 8.4 ни один из игроков не обязан вести запись, то арбитр или помощник должен стараться присутствовать и вести запись. В этом случае, сразу же после падения одного из флажков, арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока обязаны восстановить запись на своих бланках, используя бланк арбитра или партнера.

b. Если в соответствии со Статьей 8.4 только от одного игрока не требуется вести запись, то он должен, как только любой из флажков упадет, полностью восстановить запись на своем бланке, прежде чем передвинуть фигуру на шахматной доске. Если при этом ход игрока, то он может воспользоваться бланком партнера, но должен возвратить его перед выполнением хода.

c. Если ни один из бланков не заполнен, игроки должны восстановить партию на другой шахматной доске под контролем арбитра или помощника, который должен сначала записать возникшую в партии позицию, показания часов и число сделанных ходов, если эта информация имеется, прежде чем начнется восстановление.

8.6 Если записи на бланках не могут быть восстановлены и не доказывают, что игрок превысил отведенное время, то последующий сделанный ход должен считаться первым ходом до очередного контроля времени, если только не очевидно, что ходов было сделано больше.

8.7 По окончании партии оба игрока должны подписать оба бланка, указав результаты игры. Даже если неправильный, этот результат остается в силе, если только арбитр не решит иначе.

Статья 9. Ничья

9.1 a. Игрок, если он желает предложить ничью, должен делать это после выполнения своего хода на шахматной доске и до остановки своих часов и пуска часов партнера. Предложение в любое другое время в течение игры остается в силе, но во внимание должна приниматься Статья 12.5. Предложение не может сопровождаться какими-либо условиями. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе до тех пор, пока партнер примет его, отклонит его устно, отклонит его, касаясь фигуры с намерением пойти ею или взять ее, или партия закончится иным образом.

b. Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке знаком (Приложение Е).

c. Требование ничьей в соответствии со Статьей 9.2, 9.3 или 10.2 должно считаться как предложение ничьей.

9.2 Партия заканчивается вничью по правильному требованию игрока, за которым очередь хода, когда одинаковая позиция по крайней мере трижды (не обязательно последовательным повторением ходов)

  1. может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, или

  2. уже возникла, и очередь хода за игроком, требующим ничью.

Позиции как в (а) и (b) считаются одинаковыми, если очередь хода за тем же игроком, фигуры того же наименования и цвета занимают те же самые поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков не изменились.

Позиции не являются одинаковыми, если пешка, которая могла быть взята «на проходе», уже не может быть взята, или если изменено право на рокировку, временно или постоянно.

9.3 Партия заканчивается вничью по правильному требованию игрока, за которым очередь хода, если

  1. он запишет на своем бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать ход, который приведет к тому, что последние 50 ходов сделаны каждым игроком без продвижения любой пешки и без взятия любой фигуры, или

  2. последние 50 последовательных ходов сделаны каждым игроком без продвижения любой пешки и без взятия любой фигуры.

9.4 Если игрок делает ход, не потребовав ничью, он на этом ходу теряет право на требование согласно Статье 9.2 или 9.3.

9.5 Если игрок требует ничью согласно Статье 9.2 или 9.3, он должен сразу остановить часы, свои и партнера. Он не может отказаться от своего требования.

  1. Если требование признается правильным, партия сразу же заканчивается вничью.

  2. Если требование признается неправильным, арбитр должен добавить к оставшемуся у партнера времени три минуты. Кроме того, если заявитель имеет более двух минут на своих часах, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявителя времени, но не более трех минут. Если заявитель имеет более одной минуты, но менее двух минут, его оставшееся время должно быть равно одной минуте. Если заявитель имеет менее одной минуты, арбитр не должен делать никаких поправок на часах заявителя. Затем партия будет продолжена и объявленный ход должен быть сделан.

9.6 Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой мат не может быть поставлен любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной игре. Это сразу заканчивает игру.

Статья 10. Быстрая игра до конца партии

10.1 «Быстрая игра до конца партии» — это заключительный период игры, когда все оставшиеся ходы должны быть сделаны в ограниченное время.

10.2 Если у игрока, за которым очередь хода, осталось на часах менее двух минут, он может потребовать ничью, но до падения своего флажка. Он должен остановить часы и обратиться к арбитру.

  1. Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть нормальными средствами, тогда он должен засчитать, что партия закончилась вничью. В противном случае, он должен отложить свое решение или отклонить требование.

  2. Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия должна быть продолжена в присутствии арбитра, если это возможно. Арбитр должен объявить окончательный результат после падения флажка.

  3. Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две минуты на обдумывание.

  4. Решение арбитра, принятое на основании Статей 10.2 а, b, с, должно быть окончательным.

10.3 Если оба флажка упали и невозможно установить, который флажок упал первым, партия заканчивается вничью.

Статья 11. Учет результатов

11.1 Если заранее не установлено иначе, то игрок, который выигрывает свою партию или выигрывает по присуждению, получает одно очко (1), игрок, который проигрывает свою партию или проигрывает по присуждению, не получает очков (0) и игрок, который заканчивает свою партию вничью, получает половину очка (1/2).

Статья 12. Поведение игроков

12.1 Игроки не должны своим поведением создавать плохую репутацию шахматной игре.

12.2 В течение партии игрокам запрещается использовать какие-либо записи, источники информации, совет или анализировать на другой шахматной доске. Бланки для записи партии должны использоваться только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей, а также того, что имеет отношение к заявлению.

12.3 Игроки, которые завершили свои партии, должны считаться зрителями.

12.4 Игрокам не позволяется покидать «игровую зону» без разрешения арбитра. Игровая зона определяется как игровая площадка, комнаты отдыха, буфет, место, предназначенное для курения, и другие места, указанные арбитром. Игрок, за которым очередь хода, не может покидать игровую площадку без разрешения арбитра.

12.5 Запрещается отвлекать или беспокоить партнера каким-нибудь способом. Это относится и к необоснованному требованию или предложению ничьей.

12.6 Нарушение любой части Статей 12.1—12.5 должно вести к наказаниям в соответствии со Статьей 13.4.

12.7 Упорный отказ игрока подчиняться Правилам игры в шахматы должен наказываться зачетом поражения. Арбитр должен решить, какой результат засчитать партнеру.

12.8 Если оба партнера признаются виновными согласно Статье 12.7, партия признается проигранной обоими игроками.

Статья 13. Роль арбитра

13.1 Арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы точно соблюдались.

13.2 Арбитру следует действовать исключительно в интересах соревнования. Он должен обеспечить, чтобы поддерживались хорошие условия для игры и игрокам не мешали. Ему необходимо наблюдать за ходом соревнования.

13.3 Арбитру следует наблюдать за партиями, особенно когда игроки испытывают недостаток времени, обеспечивать выполнение решений, которые он принимает, и налагать наказания на игроков, где необходимо.

13.4 Арбитр может применить одно или несколько из следующих наказаний:

  1. предупреждение,

  2. увеличение оставшегося у партнера времени,

  3. уменьшение времени, оставшегося у игрока, который нарушил правила,

  4. объявление партии проигранной,

  5. уменьшение числа очков, набранных в игре стороной, нарушившей правила,

  6. увеличение числа очков, набранных в игре партнером, до максимально возможного за эту игру,

  7. исключение из соревнования.

13.5 Арбитр может дать одному или обоим игрокам дополнительное время при возникновении внешних помех игре.

13.6 Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, описанных в Правилах игры в шахматы. Он не должен указывать число сделанных ходов, за исключением применения Статьи 8.5, когда, по крайней мере, один из игроков использовал все свое время. Арбитру следует воздерживаться от сообщения игроку, что его партнер завершил ход.

13.7 Зрителям и игрокам из других матчей не разрешается разговаривать или иным образом вмешиваться в игру. Если необходимо, арбитр может удалить нарушителей из игрового помещения.

Статья 14. ФИДЕ

14.1 Национальные федерации могут обращаться в ФИДЕ с просьбой дать официальное решение по вопросам, касающимся Правил игры в шахматы.

Приложения

А. Отложенные партии

А1 a. Если партия не закончена по истечении отведенного для игры времени, арбитр должен потребовать, чтобы игрок, за которым очередь хода, записал ход как «секретный». Игрок обязан записать недвусмысленной нотацией свой ход на бланке записи ходов, положить свой бланк и бланк партнера в конверт, запечатать конверт и только затем остановить свои часы, не пуская часы партнера. Пока игрок не остановит часы, он сохраняет право изменить секретный ход. Если после того, как арбитр предложил записать секретный ход, игрок делает ход на доске, он должен записать этот ход на своем бланке как секретный ход.

b. Игрок, за которым очередь хода и который откладывает партию до окончания игровой сессии, рассматривается как записавший секретный ход в обусловленное для окончания сессии время, и оставшееся у него время так и должно быть записано.

А2 На конверте должно быть указано следующее:

  1. фамилии игроков,

  2. позиция непосредственно до секретного хода,

  3. время, использованное каждым игроком,

  4. фамилия игрока, который записал ход как «секретный»,

  5. номер записанного как «секретный» хода,

  6. предложение ничьей, если это предложение остается в силе,

  7. дата, время и место возобновления игры.

А3 Арбитр проверяет точность информации на конверте и ответственен за его сохранность.

А4 Если игрок предлагает ничью после того, как его партнер записал свой ход как секретный, то предложение остается в силе до тех пор, пока партнер примет или отклонит его, в соответствии со ст. 9.1.

А5 Перед возобновлением игры на шахматной доске восстанавливается позиция, которая была непосредственно перед записанным как секретный ходом, и время, использованное каждым игроком на момент откладывания партии, устанавливается на часах.

А6 Если до возобновления игры достигнуто соглашение о ничьей, или один из игроков заявляет арбитру, что он сдается, партия считается законченной.

А7 Конверт вскрывается, только если присутствует игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный.

А8 За исключением случаев, упомянутых в ст. 6.10 и 9.6, партия считается проигранной игроком, чья запись секретного хода

  1. двусмысленная,

  2. записанная таким образом, что ее истинное значение невозможно установить,

  3. обозначает невозможный ход.

А9 Если в условленное для возобновления игры время

  1. игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный, присутствует, то конверт вскрывается, записанный ход делается на доске и его часы пускаются.

  2. игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный, отсутствует, то его часы пускаются. По прибытии он может остановить часы и подозвать арбитра. Конверт затем вскрывается и записанный ход делается на шахматной доске. После этого его часы пускаются снова.

  3. игрок, который записал ход как секретный, отсутствует, то его партнер имеет право записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в чистый конверт и пустить часы отсутствующего игрока вместо того, чтобы сделать свой ответный ход обычным образом. В этом случае конверт вручается арбитру на хранение и вскрывается после прибытия отсутствовавшего игрока.

А10 Игрок проигрывает партию, если он прибывает к шахматной доске позже, чем через час после возобновления отложенной партии (если только правила соревнований и арбитр не устанавливают иное).

Однако, если опоздавшим игроком оказался тот, кто записал ход как секретный, партия заканчивается иначе, если:

  1. отсутствующий игрок выиграл партию в результате того, что записанным как секретный ходом он поставил мат или

  2. отсутствующий игрок сделал ничью в результате того, что записанный как секретный ход привел к пату или на шахматной доске возникла позиция, указанная в ст. 9.6, или

  3. игрок, присутствующий за шахматной доской, проиграл партию в соответствии со ст. 6.10.

А.11 a. Если конверт, содержащий записанный как секретный ход, потерян, партия должна продолжаться с позиции и с показаниями часов, записанными во время откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, арбитр должен установить часы. Игрок, который записал ход как секретный, делает на шахматной доске тот ход, который, по его утверждению, он записал.

b. Если невозможно восстановить позицию, партия аннулируется, и должна быть сыграна новая партия.

А12 Если при возобновлении игры любой из игроков отмечает до того, как сделает свой первый ход, что на тех или других часах неправильно установлено использованное время, ошибка исправляется. Если ошибка в тот момент не установлена, то партия продолжается без исправления показания часов, если только арбитр не находит, что последствия будут слишком суровыми.

А13 Продолжительность каждой сессии доигрывания должна контролироваться по часам арбитра. Время начала и время окончания объявляются заранее.

В. Быстрая игра

В1 «Быстрая игра» — это игра, где все ходы должны быть сделаны в установленное время от 15 до 60 минут для каждого игрока.

В2 Игра проводится по Правилам игры в шахматы ФИДЕ, за исключением тех случаев, где они заменяются следующими Правилами быстрой игры.

В3 Игроки не обязаны записывать ходы.

В4 После того, как каждый игрок совершил три хода, никакие заявления по поводу неправильной расстановки фигур, расположения шахматной доски или показаний часов не могут быть сделаны.

Если король и ферзь поменялись местами, рокировка с этим королем не разрешается.

В5 a. Арбитр принимает решение согласно Ст. 4 (фигура, которую коснулись) только в том случае, если один или оба игрока просят его об этом.

b. Игрок теряет право делать заявления в соответствии со Ст. 7.2, 7.3 и 7.5 (нарушения позиции, невозможные ходы) как только он коснулся фигуры в соответствии со Статьей 4.3.

Выписка из решений Комиссии ФИДЕ по правилам от 3.10.1998, г. Элиста, п. 8. На вопрос, следует ли наказать игрока, чей партнер сделал невозможный ход, за то, что этот ход не был замечен, был дан отрицательный ответ.

В6 Считается, что флажок упал, когда правильное заявление об этом сделано игроком. Арбитр должен воздерживаться от сообщения о падении флажка.

В7 Чтобы заявить о выигрыше по времени, заявитель должен остановить часы (свои и партнера) и уведомить арбитра. Чтобы заявление было удовлетворено, флажок заявителя после того, как часы остановлены, должен быть не упавшим, а флажок его партнера должен упасть.

В8. Если оба флажка упали, партия заканчивается вничью.

С. Блиц

С1 «Блиц» — это игра, где все ходы должны быть сделаны в установленное время менее, чем 15 минут для каждого игрока.

С2 Игра проводится по правилам для быстрых шахмат, как в Приложении В, за исключением тех случаев, когда применяются следующие правила игры в блиц.

С3 Невозможный ход считается завершенным, когда пущены часы партнера. Однако его партнер имеет право заявить о выигрыше только до того, как сам сделает ход. Если партнер не может поставить мат игроку любой серией возможных ходов даже при самой неквалифицированной взаимной игре, то он имеет право заявить о ничьей до того, как сделает свой ход. Как только партнер сделал свой ход, невозможный ход не может быть исправлен.

Выписка из решений Комиссии ФИДЕ по правилам от 3.10.1998, г. Элиста, п. 5. О взятии короля в блице. У комиссии была долгая дискуссия о том, что следует ли это считать невозможным ходом или нет... Комиссия решила не вносить никаких изменений в эти правила до 2000 г.

Комментарии.
В ныне действующих правилах не сделано никаких исключений для взятия короля. Такой ход согласно Правилам игры в шахматы ФИДЕ невозможен.

С4 Статья 10.2 не применяется.

D. Быстрая игра до конца партии там, где арбитр не присутствует на месте игры

D1 Там, где партии играются в соответствии со ст. 10 и у игрока остается менее двух минут на его часах и до падения своего флажка, он может требовать ничью. Это оканчивает партию. Он может это требовать на основании того,

  1. что его партнер не может выиграть нормальными средствами или

  2. его партнер не делает попыток выиграть нормальными средствами. В случае «а» игрок должен записать конечную позицию, а его партнер подтвердить ее правильность. В случае «b» игрок должен записать конечную позицию и представить бланк записи ходов, который должен быть полностью заполнен до того, как игра прекратилась. Партнер должен подтвердить правильность бланка и конечной позиции.

    Заявление передается на рассмотрение арбитру, решение которого является окончательным.

Е. Алгебраическая нотация

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей только одну систему записи — алгебраическую и рекомендует использование этой единой шахматной нотации также для шахматной литературы и периодики. Бланки записи, в которых использована другая система обозначения вместо алгебраической, не могут служить в качестве подтверждения в тех случаях, где обычно бланк игрока применяется для этой цели. Арбитр, который замечает, что игрок использует какую-либо другую систему записи вместо алгебраической, должен предупредить игрока об этом требовании.

Описание алгебраической системы

Е1 Каждая фигура обозначается первой буквой — заглавной — ее названия. Пример: Кр — король (в русской нотации для короля используются две первые буквы, чтобы отличить от другой фигуры — коня), Ф — ферзь, Л— ладья, С — слон, К — конь (В английском тексте даны английские буквы для обозначения фигур: K, Q, R, B, N).

Е2 Для обозначения фигуры каждый игрок использует первую букву ее названия, принятого в его стране.

Примеры: F — fou, L — loper (обозначение слона на французском и голландском языках соответственно). В печатных периодических изданиях рекомендуется использовать изображения фигур.

Е3 Пешки не указываются их первой буквой, но узнаются отсутствием такой буквы.

Примеры: е5, d4, а5.

Е4 Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются строчными a, b, c, d, e, f, g и h соответственно.

Е5 Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки расположены на первой и второй горизонталях; черные фигуры и пешки — на восьмой и седьмой горизонталях.

Е6 Как следствие предыдущих правил, каждое из шестидесяти четырех полей неизменно обозначается единственным сочетанием буквы и цифры.

Е7 Каждый ход фигуры обозначается (а) первой буквой названия фигуры, о которой идет речь, и (b) поля, на которое она ставится. Дефис между (а) и (b) не нужен.

Примеры: Се5, Kf3, Лd1 (В английском тексте соответственно Ве5, Nf3, Rd1).

В случае пешек, указываются только поля, на которые они ставятся.

Примеры: е5, d4, а5.

Е8 При взятии фигурой между первой буквой ее названия (а) и полем, на которое она ходит (b), ставится знак «х».

Примеры: Схе5, Kхf3, Лхd1 (В английском тексте соответственно Вхе5, Nхf3, Rхd1).

При взятии пешкой указывается вертикаль, которую она покидает, после этого знак «х», потом поле, на которое она ставится.

Примеры: dxе5, gxf3, axb5.

При взятии «на проходе» как поле, на которое ходит пешка, указывает ся то, на котором совершившая взятие пешка останавливается окончательно, и в записи добавляется «е.р.».

Например: ехd6 е.р.

Е9 Если две одинаковые фигуры могут пойти на одно и то же поле, то выполненный фигурой ход (В английском тексте вместо «ход» дано «фигура») обозначается следующим образом:

  1. Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали:

    1. первой буквой названия фигуры;

    2. наименованием покидаемой вертикали; и

    3. обозначением поля, на которое ставится фигура.

  2. Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали:

    1. первой буквой названия фигуры;

    2. номером покидаемой горизонтали; и

    3. обозначением поля, на которое ставится фигура.

  3. Если фигуры находятся на разных горизонталях и вертикалях, то предпочтительнее способ (1).

При взятии, между (b) и (с) ставится знак «х».

Примеры:

Два коня стоят на полях g1 и е1 и один из них ходит на поле f3: в этом случае может быть сделан ход Kgf3 или Kef3 (В английском тексте соответственно Ngf3 и Nef3).

Два коня стоят на полях g5 и g1 и один из них ходит на поле f3: в этом случае может быть сделан ход K5f3 или K1f3 (В английском тексте соответственно N5f3 и N1f3).

Два коня стоят на полях h2 и d4 и один из них ходит на поле f3: в этом случае может быть сделан ход Khf3 или Kdf3 (В английском тексте соответственно Nhf3 и Ndf3).

Если на поле f3 происходит взятие, предыдущие примеры изменяются добавлением знака «х»: в этом случае может быть: (1) Kgxf3 или Кехf3, (2) K5xf3 или K1xf3, (3) Khxf3 или Kdxf3 (В английском тексте соответственно Ngxf3, Nexf3, N5xf3, N1xf3, Nhxf3, Ndxf30.

Е10 Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, то выполненный пешкой ход обозначается (а) наименованием покидаемой вертикали, (b) значком «х», (с) обозначением поля, на которое она ставится.

Пример: Белые пешки стоят на полях с4 и е4 и черная пешка или фигура — на поле d5. В этом случае может быть сделан и записан ход белых схd5 или ехd5.

Е11 При «превращении пешки» сразу же после обозначения фактического хода пешки указывается первая буква названия новой фигуры.

Примеры: d8Ф, f8K, b1C, g1Л (В английском тексте соответственно d8Q, f8N, b1B, g1R).

E12 Предложение ничьей должно быть отмечено как (=).

Принятые сокращения.

0—0 — рокировка с ладьей h1 или ладьей h8 (рокировка на королевский фланг).

0—0—0 — рокировка с ладьей а1 или ладьей а8 (рокировка на ферзевый фланг).

х — взятие.

+ — шах.

++ — мат.

е.р. — берет «на проходе».

Пример партии. 1. d4 Kf6 2. c4 e6 3. Kc3 Cb4 4. Cd2 0—0 5. e4 d5 6. exd5 exd5 7. cxd5 Cxc3 8. Cxc3 Kxd5 9. Kf3 b6 10. Фb3 Kxc3 11. bxc3 c5 12. Ce2 cxd4 13. Kxd4 Ле8 14. 0—0 Kd7 15. a4 Kc5 16. Фb4 Cb7 17. a5 ... и т. д. (В английском тексте соответственно 1... Nf6... 3. Nc3 Bb4 4. Bd2... 7.. Bxc3 8. Bxc3 Nxd5 9. Nf3... 10. Qb3 Nxc3 ... 12. Be2.. 13. Nxd4 Re8 14.. Nd7.. 15. Nc5 16. Qb4 Bb7... ).

F. Правила игры со слепыми и слабо видящими

F1 Турнирные директоры должны иметь возможность применять следующие правила соответственно местным условиям. В шахматном соревновании между зрячими и слабо видящими (юридически слепыми) любой из игроков может требовать применения двух досок: зрячий игрок будет пользоваться обычной доской, а слабо видящий игрок — специально сконструированной доской.

Специально сконструированная доска должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. по крайней мере 20 х 20 см;

  2. черные поля слегка приподняты;

  3. страховочное отверстие в каждом поле;

  4. каждая фигура снабжена штифтом, который подходит к страховочному отверстию;

  5. фигуры стаунтонской конструкции, черные фигуры специально помечены.

F2 Игра регулируется следующими правилами:

  1. Ходы должны объявляться ясно, повторяться партнером и делаться на доске. Чтобы делать заявление как можно более четким, рекомендуется использовать следующие имена вместо соответствующих букв с использованием алгебраической нотации:

    А — Анна, B — Белла, С — Цезар, D — Дэвид, Е — Ева, F — Феликс, G — Густав, H — Хектор.

    Горизонтали со стороны белых в сторону черных получают немецкие названия:

    1 — айн, 2 — цвай, 3 — драй, 4 — фир, 5 — фюнф, 6 — зекс, 7 — зибен, 8 — ахт.

    Рокировка объявляется как «Ланг Рокад» (длинная рокировка по-немецки) и «Кюрц Рокад» (короткая рокировка по-немецки).

    Фигуры имеют имена: Кёниг, Даме, Турм, Лойфер, Шпрингер, Бауэр.

    При превращении пешки игрок должен объявить, какую из фигур он выбирает.

  2. На доске для слабовидящих игроков считается, что фигуру коснулись, когда она вынута из страховочного отверстия.

  3. Ход считается выполненным, когда:

    1. в случае взятия, фигура, которую взяли, убрана с доски игрока, чья очередь ходить;

    2. фигура поставлена в другое страховочное отверстие;

    3. ход объявлен.
    Только после этого включаются часы партнера. Что касается п. 2 и п. 3, то для видящего игрока действуют обычные правила.

  4. Для слабо видящих должна быть доступны часы специальной конструкции. Они должны иметь следующие особенности:

    1. циферблат, снабженный прикрепленными стрелками, на котором каждые 5 минут отмечены одной точкой, а каждые 15 минут — двумя выпуклыми точками.

    2. флаг, который может быть легко осязаем. Надо позаботиться, чтобы флажок был устроен так, что игрок мог бы осязать минутную стрелку в течение 5 последних минут полного часа.

  5. Слабо видящий игрок должен вести запись партии в системе Брейля или обычным письмом или наговаривая ходы на ленту записывающего устройства.

  6. Речевая ошибка при объявлении хода должна быть немедленно исправлена до того, как пущены часы партнера.

  7. Если во время игры возникнут разные позиции на двух досках, то эти позиции должны быть исправлены с помощью наблюдателя и используя записи обоих игроков. Если две записи игры соответствуют друг другу, то игрок, который записал правильный ход, но сделал неправильный, должен исправить свою позицию, чтобы она соответствовала записанному в партии ходу.

  8. Когда случаются такие различия и обнаруживается, что две записи отличаются друг от друга, то ходы должны быть восстановлены до того момента, пока две записи совпадают, а наблюдатель должен соответственно изменить показания часов.

  9. Слабо видящий игрок должен иметь право пользоваться услугами помощника, некоторыми или всеми обязанностями которого являются:

    1. делать ходы одного игрока на доске партнера;

    2. объявлять ходы обоих игроков;

    3. вести запись партии слабо видящего игрока и включать часы его партнера (помня о правиле 3.с);

    4. сообщать слабо видящему игроку только по его просьбе количество совершенных ходов и время, использованное обоими игроками;

    5. объявлять «партия», когда лимит времени исчерпан и сообщать контролеру, когда зрячий игрок коснулся одной из своих фигур.

    6. выполнить необходимые формальности, когда игра отложена (В «2000. FIDE Handbook» есть п. 10, отсутствующий в тексте Правил игры в шахматы в сайте ФИДЕ: «Если слабо видящий игрок не пользуется услугами помощника, зрячий игрок может прибегнуть к услугам помощника, который будет выполнять обязанности, упомянутые в п. 9 (а) и (b)).

    Комментарии

    Правила игры в шахматы переведены Г. Осташевским (кроме раздела «Правила игры со слепыми»). Редакция И. Верещагина. Последний раздел и постановления Комиссии ФИДЕ по правилам переведены И. Верещагиным.


Rules.net.ru - правила игр. По вопросам работы сайта пишите на admin@rules.net.ru