Rules.net.ru - правила и описания различных игр: карточные игры, пасьянсы, фокусы, азартные, детские и семейные игры, спортивные, настольные, игры в кости, на бумаге и другие


Rules.net.ru > теннис большой

Разделы:
 Спортивные
 Бильярд
 Кости
 Игры на досках
 Домино
 Карты
 Сонник толкование снов
 На бумаге
 Для вожатых
 Подвижные игры
 Игры народов мира
 Разные
 Статьи
 Ссылки
 Литература


теннис большой

Утверждены Правлением Федерации тенниса России

Правила игры в теннис приняты Международной федерацией тенниса (по состоянию на 1 января 2004 года)

Предисловие

Международная теннисная федерация (the International Tennis Federation), далее именуемая МТФ – руководящий теннисный орган, в обязанности которого входят разработка и утверждение Правил игры в теннис. Для выполнения этой задачи МТФ образовала Комитет по Правилам игры в теннис, в поле зрения которого находится теннис как игра и ее правила и который дает рекомендации Правлению МТФ по внесению либо постоянных изменений в Правила игры, либо временных – на установленный испытательный срок. Правление МТФ, в свою очередь, дает предложения ежегодному общему собранию МТФ, которое является высшей инстанцией в вопросах изменений Правил игры в теннис.

Официальным и окончательным текстом Правил игры в теннис является оригинал на английском языке.

Перевод на русский язык официального текста Правил игры в теннис, принятых МТФ по состоянию на 1 января 2004 года, публикуется в настоящем издании с некоторыми сокращениями, не представляющими интерес и практического применения для широкого круга российских читателей. (Частично сокращен раздел «Внесение изменений в Правила игры в теннис» и не публикуется «Порядок рассмотрения вопросов по Правилам игры в теннис». В случае необходимости ознакомления с опущенными разделами Правил можно обратиться в Российскую коллегию судей по адресу: Москва, Рязанский пер., д. 3, офис 213, НП РТТ, тел. (095) 956-75-50).

Примечание: если не установлено иное, всякое употребление в тексте настоящих Правил мужского рода распространяется также и на женский род.

1. Корт

Корт для одиночной игры представляет собой прямоугольную площадку длиной 23,77 м и шириной 8,23 м. Ширина корта для парной игры – 10,97 м при той же длине.

Посередине корт разделен поперечной сеткой, которая подвешена на шнуре или металлическом тросе (далее трос), имеющем максимальный диаметр 0,8 см и закрепленном на двух сеточных столбах (далее столбах). Трос должен быть натянут поверх них (или проходить через них) на высоте 1,07 м от поверхности корта. Сетка должна полностью закрывать пространство между двумя столбами и иметь достаточно мелкие ячейки, чтобы мяч не мог пролететь сквозь нее. Высота сетки 0,914 м в центре площадки обеспечивается при помощи ремня шириной не более 5 см. Трос и верхняя часть сетки обшиваются с обеих сторон сетки тесьмой, ширина которой от 5 до 6,35 см. Ремень и тесьма должны быть целиком белого цвета.

При проведении парной игры центры столбов должны находиться вне корта для парной игры на расстоянии 0,914 м от его боковых линий.

Если для проведения одиночной игры используется сетка для одиночной игры, центры столбов должны находиться вне корта для одиночной игры на расстоянии 0,914 м от его боковых линий. Если для проведения одиночной игры используется сетка для парной игры, то ее высота 1,07 м по бокам должна поддерживаться при помощи двух подпорок, центры которых должны находиться вне корта для одиночной игры на расстоянии 0,914 м от его боковых границ.

Столбы должны быть квадратного (со стороной не более 15 см) или круглого (диаметром не более 15 см) сечения.

Подпорки должны быть квадратного (со стороной не более 7,5 см) или круглого (диаметром не более 7,5 см) сечения.

Столбы и подпорки не должны возвышаться над верхним краем троса более чем на 2,5 см.

Линии, ограничивающие корт по длине, называются задними, а по ширине – боковыми.

Между боковыми линиями для одиночной игры по обе стороны от сетки на расстоянии 6,4 м от нее и параллельно ей проводятся две линии, которые называются линиями подачи.

Пространство с каждой стороны сетки между линией подачи и боковыми линиями делится средней линией подачи на две равные части, называемые полями подачи. Средняя линия подачи проводится параллельно боковым линиям и посередине между ними.

Каждая задняя линия делится на две равные части средней меткой длиной 10 см, которая проводится внутри корта параллельно боковым линиям для одиночной игры.

Ширина средней линии подачи и средней метки – 5 см.

Ширина всех других линий – от 2,5 до 5 см, за исключением задней, ширина которой не должна превышать 10 см.

Все измерения производятся от внешней стороны линий внутрь корта. Все линии должны быть одного цвета, четко контрастирующего с цветом покрытия корта.

Не допускается размещение рекламы на поверхности корта, сетке, ремне, тесьме, столбах или подпорках для одиночной игры, за исключением предусмотренного в Приложении 3.

2. Постоянные принадлежности корта

К постоянным принадлежностям корта относятся задние и боковые ограждения, трибуны и сиденья для зрителей, все другие предметы вокруг корта и над ним, а также судья на вышке, судьи на линиях, судья у сетки и лица, подающие мячи, находящиеся на корте во время проведения матча на предназначенных для них местах.

Если одиночная игра проводится на корте, оборудованном сеткой для парной игры и подпорками, то столбы и части сетки с внешней стороны подпорок представляют собой постоянные принадлежности корта и не считаются столбами или частями сетки.

3. Мяч

Мячи, одобренные для игры в соответствии с настоящими Правилами, должны удовлетворять требованиям, изложенным в Приложении 1.

Решение по вопросу, какие мячи или их прототипы удовлетворяют описанным в Приложении 1 требованиям и могут быть использованы для игры, а какие – нет, принимает МТФ как по собственной инициативе, так и по заявлению заинтересованных лиц или организаций, имеющих отношение к теннису, включая любого игрока, производителей теннисного снаряжения, или национальные теннисные ассоциации (либо их членов). Такие решения принимаются согласно соответствующим процедурам рассмотрения и заслушивания этих вопросов в МТФ, указанным в Приложении 6 к Правилам игры в теннис (в данном издании не приводится).

Организаторы соревнований обязаны заблаговременно объявить:

  • количество мячей для проведения матча (два, три, четыре или шесть);
  • смену мячей, если она предусмотрена.

Если смена мячей предусмотрена, она может быть сделана:

  1. после оговоренного нечетного количества геймов. В этом случае первая смена мячей в матче должна произойти на два гейма раньше, чем впоследствии в матче с учетом разминки. Тай-брейк считается как один гейм для смены мячей, но перед началом тай-брейка смена мячей не производится, а откладывается до начала второго гейма следующего сета;
  2. либо после окончания сета.

Если во время розыгрыша очка лопнет мяч, очко должно быть переиграно.

Вопрос 1. Если после окончания розыгрыша очка обнаружилось, что мяч стал менее упругим (у него снизилось внутреннее давление), следует ли переигрывать очко
Ответ. Если мяч не лопнул, а лишь потерял упругость, очко не переигрывается.

Примечание: Любые мячи, используемые в турнире, проводимом согласно настоящим Правилам, должны быть одобрены МТФ и приведены в издаваемом официальном списке мячей МТФ.

4. Ракетка

Ракетки, одобренные для игры в соответствии с настоящими Правилами, должны удовлетворять требованиям, изложенным в Приложении 2.

Решение по вопросу, какая ракетка или ее прототип удовлетворяет описанным выше требованиям и может быть использована для игры, а какая – нет, принимает МТФ как по собственной инициативе, так и по заявлению заинтересованных лиц или организаций, имеющих отношение к теннису, включая любого игрока, производителей теннисного снаряжения или национальные теннисные ассоциации (либо их членов). Такие решения принимаются в соответствии с действующими процедурами рассмотрения и заслушивания этих вопросов в МТФ, указанными в Приложении 6 к Правилам игры в теннис (в данном издании не приводится).

Вопрос 1. Разрешается ли использовать более одного комплекта струн для натяжки ракетки?
Ответ. Нет. В Правилах говорится об использовании одного комплекта, а не комплектов струн (см. Приложение 2).

Вопрос 2. Может ли струнная поверхность ракетки считаться в целом однородной и ровной, если струны натянуты не в одной плоскости?
Ответ. Нет.

Вопрос 3. Могут ли устройства, гасящие вибрацию, быть размещены на струнах ракетки, и если да, то где?
Ответ. Да, могут, но только вне зоны переплетенных струн.

Вопрос 4. Во время розыгрыша очка у игрока на ракетке случайно рвутся струны. Может ли он продолжить игру этой ракеткой при розыгрыше другого очка?
Ответ. Да, если на это нет специального запрещения организаторов соревнований.

Вопрос 5. Разрешается ли игроку использовать в любой момент игры более чем одну ракетку одновременно?
Ответ. Нет.

Вопрос 6. Может ли быть встроена в ракетку электрическая батарейка, влияющая на игровые характеристики ракетки?
Ответ. Нет. Применение электрической батарейки запрещено, потому что она так же, как и солнечные батареи и другие подобные устройства, является источником энергии.

5. Счет в гейме

Обычный гейм
В обычном гейме счет ведется таким образом (сначала объявляются очки, выигранные подающим):

  • Выигранных очков нет – ноль
  • Первое выигранное очко – пятнадцать
  • Второе выигранное очко – тридцать
  • Третье выигранное очко – сорок
  • Четвертое выигранное очко – гейм,
за исключением следующего:
Если оба игрока (обе пары) выиграют по три очка, счет становится «ровно». Следующее очко, выигранное игроком (парой), дает этому игроку (паре) преимущество в счете («больше» – преимущество подающего, «меньше» – преимущество принимающего). Если этот же игрок (пара) выиграет и следующее очко, он (она) выигрывает и гейм; если следующее очко выиграет другой игрок (пара), счет снова становится «ровно». Для того чтобы выиграть гейм, игроку (паре) нужно выиграть два очка подряд непосредственно после счета «ровно».

Тай-брейк
При розыгрыше гейма по системе «тай-брейк» (далее тай-брейк) счет очков ведется следующим образом: «ноль», «один», «два», «три» и т.д. Игрок (пара), который первым (первой) выиграет семь очков, выигрывает гейм и сет при условии, что он (она) наберет на два очка больше, чем соперник(и). Если счет очков станет по шести, тай-брейк продолжается, пока преимущество в два очка не будет достигнуто.

Игрок, чья очередь подавать, должен подавать при розыгрыше первого очка. Его соперник (в парной игре – игрок пары соперников, чья очередь подавать) должен подавать при розыгрыше следующих двух очков. Затем каждый игрок (пара) будет подавать поочередно при розыгрыше двух следующих друг за другом очков до окончания тай-брейка. В парной игре очередность подачи сохраняется такой же, какой она была установлена первоначально в этом сете.

Игрок (пара), чья очередь подавать в тай-брейке была первой, должен (должна) принимать подачу в первом гейме следующего сета.

Дополнительные альтернативные системы счета, получившие одобрение МТФ, приведены в Приложении 4.

6. Счет в сете

Существуют различные системы счета в сете. Две основные системы – «обычный сет» и «сет с тай-брейком». Можно использовать любую из двух систем при условии, что решение о применении одной из систем будет объявлено до начала соревнований. Если используется система «сет с применением тай-брейка», то должно быть также объявлено, какая из систем будет применена в решающем сете.

а.«Обычный сет»
Игрок (пара), первым(ой) выигравший(ая) шесть геймов, выигрывает и этот сет при условии, что он(а) выиграл(а) на два гейма больше, чем его(ее) соперник(и). Если счет геймов станет «по шести», сет продолжается, пока преимущество в два гейма не будет достигнуто.

б.«Сет с тай-брейком»
Игрок (пара), первым(ой) выигравший(ая) шесть геймов, выигрывает и этот сет при условии, что он(а) выиграл(а) на два гейма больше, чем его(ее) соперник(и). Если счет геймов в сете станет "по шести", разыгрывается тай-брейк.

Дополнительные альтернативные системы счета, получившие одобрение МТФ, приведены в Приложении 4.

7. Счет в матче

Матч может быть сыгран из трех или из пяти сетов (для победы в матче игроку или паре необходимо выиграть соответственно два или три сета).

Дополнительные альтернативные системы счета, получившие одобрение МТФ, приведены в Приложении 4.

8. Подающий и принимающий

Игроки (пары) должны располагаться на противоположных сторонах от сетки. Игрок, который вводит мяч в игру при розыгрыше первого очка, называется подающим. Игрок, который принимает мяч, введенный подающим, называется принимающим.

Вопрос 1. Разрешается ли принимающему стоять вне пределов линий, ограничивающих его половину корта?
Ответ. Да. Принимающий может стоять где угодно на своей стороне как в пределах, так и вне пределов линий, ограничивающих его половину корта.

9. Выбор сторон корта и подачи

Выбор сторон корта и права быть подающим или принимающим в первом гейме определяется жребием до начала разминки. Игрок(пара), выигравший(ая) жребий, может выбрать:
  1. подачу или прием подачи в первом гейме матча – в этом случае соперник(и) должен(ны) выбрать сторону корта; или
  2. сторону корта для розыгрыша первого гейма – в этом случае соперник(и) должен(ны) выбрать подачу или прием подачи; или
  3. обязать соперника (соперников) сделать выбор одного из вышеуказанных вариантов.

Вопрос 1. Имеют ли право оба игрока (обе пары) на новый выбор, если разминка была прервана и игроки покинули корт?
Ответ. Да. Результат первоначальной жеребьевки остается в силе, однако оба игрока (обе пары) могут сделать новый выбор.

10. Смена сторон

Игроки должны меняться сторонами после окончания первого, третьего и каждого последующего нечетного гейма каждого сета. Игроки должны меняться сторонами также по окончании каждого сета, если только суммарное число геймов в этом сете не будет четным, – в этом случае игроки меняются сторонами по окончании первого гейма следующего сета.

В тай-брейке игроки должны меняться сторонами после розыгрыша каждых шести очков.

11. Мяч в игре

Мяч находится в игре с момента удара по нему подающим до тех пор, пока не будет объявлено об ошибке при подаче или переигрывании либо пока не завершится розыгрыш очка.

12. Мяч касается линии

Мяч, коснувшийся линии, считается коснувшимся части корта, ограниченной этой линией.

13. Мяч касается постоянных принадлежностей корта

Если мяч, находящийся в игре, после удара одного из игроков сначала приземлится в пределах корта, а затем коснется постоянных принадлежностей корта, то этот игрок выигрывает очко. Если мяч, находящийся в игре после удара одного из игроков, коснется постоянных принадлежностей корта до приземления мяча, то этот игрок проигрывает очко.

14. Очередность подачи

После окончания каждого обычного гейма в следующем гейме принимающий становится подающим, а подающий – принимающим.

В парной игре той паре, которой следует подавать в первом гейме каждого сета, необходимо решить, кто из партнеров будет подавать в этом гейме. Таким же образом, перед началом второго гейма, паре соперников необходимо решить, кто из них будет подавать в этом гейме. Партнер игрока, подававшего в первом гейме, должен подавать в третьем гейме; партнер игрока, подававшего во втором гейме, должен подавать в четвертом гейме, и такая очередность должна сохраняться до окончания сета.

15. Очередность приема подачи в парной игре

Паре, которой следует принимать подачу в первом гейме каждого сета, необходимо решить, кто из партнеров будет принимать при розыгрыше первого очка в этом гейме. Таким же образом, перед началом второго гейма, паре соперников необходимо решить, кто из них будет принимать подачу при розыгрыше первого очка в этом гейме. Игрок, который был партнером принимающего при розыгрыше первого очка в этом гейме, должен принимать при розыгрыше второго очка, и такая очередность должна сохраняться до окончания этого гейма и этого сета.

После того, как принимающий отбил мяч, ударить по мячу может любой из игроков пары соперников.

Вопрос 1. Разрешается ли, чтобы любой из игроков пары играл один против пары соперников?
Ответ. Нет.

16. Подача

Непосредственно перед началом движения подачи подающий должен занять исходную позицию – встать обеими ногами за задней линией корта в пределах воображаемых продолжений средней метки и соответствующей боковой линии.

Затем подающий должен подбросить мяч рукой в любом направлении и ударить по нему ракеткой, прежде чем тот коснется поверхности площадки. Движение подачи считается завершенным в момент соприкосновения ракетки с мячом или промаха при попытке удара.

Игрок, владеющий только одной рукой, может использовать ракетку для подбрасывания мяча.

17. Выполнение подачи

При выполнении подачи в обычном гейме подающий должен поочередно занимать правую и левую исходные позиции подачи относительно продольной оси корта, начиная с правой в каждом гейме (см. план корта).

В тай-брейке подачу следует выполнять также поочередно с правой и левой исходных позиций подачи, начиная с правой.

Поданный мяч должен пролететь над сеткой и коснуться соответствующего поля подачи, расположенного по диагонали на противоположной стороне корта (первого – если подача производилась с правой исходной позиции, или второго – если с левой – прим. ред. ), прежде чем его отобьет принимающий.

18. Зашаг

Во время выполнения подачи подающий не имеет права:

  1. изменять исходную позицию ходьбой или бегом, хотя при этом разрешаются незначительные движения ног;
  2. касаться любой ногой задней линии или поверхности корта;
  3. касаться любой ногой поверхности площадки, находящейся за воображаемым продолжением боковой линии;
  4. касаться любой ногой воображаемого продолжения средней метки.

Нарушение этих требований подающим считается «зашагом».

Вопрос 1. Разрешается ли подающему в одиночной игре занять исходную позицию за частью задней линии, расположенной между воображаемыми продолжениями боковых линий корта для одиночной и парной игры?
Ответ. Нет.

Вопрос 2. Разрешается ли подающему отрывать от земли одну или обе ноги?
Ответ. Да.

19. Ошибка при подаче

Ошибкой при подаче считается, если:

  1. подающий нарушил Правила 16, 17 или 18; или
  2. подающий промахнулся, пытаясь ударить по мячу; или
  3. поданный мяч до приземления коснулся постоянных принадлежностей корта, подпорки или столба; или
  4. поданный мяч коснулся подающего (или его партнера) либо того, во что подающий (или его партнер) одет или имеет при себе.

Вопрос 1. Подбросив мяч для выполнения подачи, подающий решает не бить по нему и ловит мяч. Является ли это ошибкой при подаче?
Ответ. Нет. Игроку, который подбросил мяч для выполнения подачи и решил не бить по нему, разрешается поймать мяч рукой либо ракеткой или дать возможность мячу упасть на землю.

Вопрос 2. В одиночной игре, проводимой на корте со столбами для парной игры и подпорками для одиночной игры, мяч после подачи задевает подпорку и затем приземляется в пределах соответствующего поля подачи. Является ли это ошибкой при подаче?
Ответ. Да.

20. Вторая подача

Если первая подача была ошибочной, подающий должен подавать без задержки снова с той же исходной позиции, откуда была произведена эта ошибочная подача, если только эта подача не была произведена c неправильной позиции.

21. Когда подавать и принимать

Подающий не должен подавать, пока принимающий не будет готов к приему. Тем не менее, принимающий должен придерживаться разумного темпа подающего и должен быть готов к приему в течение приемлемого времени после того, как подающий приготовился подавать.

Если принимающий попытается отбить поданный мяч, считается, что он был готов к приему. Однако, если принимающий подаст знак о своей неготовности, ошибка при подаче не засчитывается.

22. Переигрывание подачи

Подача переигрывается, если:
  1. поданный мяч коснется сетки, тесьмы или ремня и приземлится в соответствующем поле подачи или после касания сетки, тесьмы или ремня до своего приземления заденет принимающего (или его партнера) либо то, во что он (или они) одет(ы) (спортивную одежду либо обувь) или имеет (имеют) при себе (ракетку, часы, очки и т.п. – прим. ред.); или
  2. подача выполнена в тот момент, когда принимающий не готов к приему.
В случае переигрывания эта отдельная подача не засчитывается и подающий должен подавать снова, но переигрывание второй подачи не отменяет ошибку при первой.

23. Переигрывание очка

Во всех случаях, когда объявлено переигрывание, переигрывается очко, за исключением того, когда переигрывание подачи объявлено при выполнении второй подачи.

Вопрос 1. Во время розыгрыша очка другой мяч выкатывается на корт. Объявляется переигрывание. Перед этим первая подача была ошибочной. Какую подачу в этом случае должен подавать подающий, первую или вторую?
Ответ. Первую, так как очко всегда переигрывается с первой подачи.

24. Проигрыш очка

Очко считается проигранным, если:
  1. две подачи игрока подряд ошибочные; или
  2. игрок не сумел перебить через сетку мяч, находящийся в игре, до второго подряд отскока; или
  3. игрок отбил находящийся в игре мяч таким образом, что тот коснулся предмета или поверхности площадки за любой из линий, ограничивающих корт на стороне противника; или
  4. игрок отбил находящийся в игре мяч таким образом, что он до приземления коснулся постоянных принадлежностей корта; или
  5. игрок умышленно задержал либо поймал ракеткой находящийся в игре мяч или умышленно коснулся его ракеткой более одного раза; или
  6. игрок или его ракетка (находящаяся в руке или нет) либо то, во что он одет или имеет при себе, коснулись сетки, столбов, подпорок, троса, тесьмы либо ремня или поверхности корта на стороне противника во время нахождения мяча в игре; или
  7. игрок ударил по мячу с лета прежде, чем тот перелетел через сетку; или
  8. находящийся в игре мяч коснулся игрока либо того, во что он одет или имеет при себе, за исключением ракетки; или
  9. находящийся в игре мяч коснулся ракетки в тот момент, когда игрок не держал ее в руке; или
  10. игрок умышленно и существенным образом изменил форму своей ракетки во время нахождения мяча в игре; или
  11. в парной игре оба игрока коснулись мяча при ударе.

Вопрос 1. После того, как подающий подал первую подачу, ракетка вырывается из его руки и касается сетки, прежде чем мяч коснется поверхности корта. Является ли это ошибкой при подаче или подающий проигрывает очко?
Ответ. Подающий проигрывает очко, потому что его ракетка коснулась сетки в то время, когда мяч находился в игре.

Вопрос 2. После первой подачи ракетка вырывается из руки подающего и касается сетки после того, как мяч коснулся поверхности корта вне надлежащего поля подачи. Является ли это ошибкой при подаче или подающий проигрывает очко?
Ответ. Это является ошибкой при подаче, потому что ракетка коснулась сетки тогда, когда мяч уже вышел из игры.

Вопрос 3. В парной игре партнер принимающего касается сетки прежде, чем поданный мяч коснется поверхности корта вне надлежащего поля подачи. Какое решение должно быть принято?
Ответ. Принимающая пара проигрывает очко, потому что партнер принимающего коснулся сетки во время нахождения мяча в игре.

Вопрос 4. Проигрывает ли игрок очко, если он пересекает линию воображаемого продолжения сетки до или после своего удара по мячу?
Ответ. Игрок не проигрывает очко ни в одном из этих случаев, если он не коснется при этом поверхности корта на половине соперника.

Вопрос 5. Разрешается ли игроку перепрыгнуть через сетку на половину корта соперника во время розыгрыша очка?
Ответ. Нет. В этом случае игрок проигрывает очко.

Вопрос 6. Игрок бросает свою ракетку в мяч, находящийся в игре. И ракетка и мяч приземляются на половине корта соперника(ов). Соперник(и) не в состоянии достать этот мяч. Кто выигрывает очко?
Ответ. Игрок, который бросил ракетку, проигрывает очко.

Вопрос 7. Сразу после подачи мяч попадает в принимающего (или в его партнера), не коснувшись перед этим поверхности корта. Кто выигрывает очко?
Ответ. Очко выигрывает подающий, если только эта подача не должна быть переиграна.

Вопрос 8. Игрок, находясь вне корта, отбивает мяч или ловит его до приземления, а затем требует, чтобы очко было засчитано в его пользу, потому что мяч безусловно улетал за пределы корта.
Ответ. Игрок проигрывает очко, если только ему не удалось выполнить правильный удар, после которого розыгрыш очка продолжается.

25. Правильный удар

Удар считается правильным, если:
  1. мяч коснулся сетки, столбов или подпорок, троса, тесьмы или ремня и, пролетев над ними, приземлился в пределах корта, за исключением случаев, предусмотренных Правилами 2 и 25 (г); или
  2. находящийся в игре мяч приземлился в надлежащих пределах корта и отскочил обратно через сетку на сторону соперника вследствие вращения или под действием ветра, а игрок протянул над сеткой руку и ударил по мячу так, что тот попал в пределы корта, не нарушив при этом Правила 24; или
  3. мяч после удара пролетел с внешней стороны столба выше либо ниже верхнего уровня сетки или даже если он задел столб и приземлился в пределах корта, за исключением случаев, предусмотренных Правилами 2 и 25 (г); или
  4. мяч пролетел под тросом между столбом и соседней подпоркой, не задев при этом ни троса, ни столба, ни подпорки, и приземлился в пределах корта; или
  5. игрок перенес через сетку ракетку на сторону соперника после выполненного на своей стороне удара, в результате которого мяч приземлился в пределах корта; или
  6. игрок ударил по находящемуся в игре мячу, который попал в другой мяч, лежащий в пределах корта.

Вопрос 1. После удара игрока мяч попадает в подпорку и приземляется в пределах корта. Является ли такой удар правильным?
Ответ. Да. Однако, если мяч попадет в подпорку после подачи, это считается ошибкой при подаче.

Вопрос 2. Находящийся в игре мяч попадает в другой мяч, лежащий в пределах корта. Какое решение должно быть принято?
Ответ. Игра продолжается. Однако, если неясно, что отбит именно тот мяч, который находился в игре, объявляется переигрывание.

26. Помеха

Если во время розыгрыша очка игроку помешает какое-либо умышленное действие соперника (соперников), то этот игрок выигрывает очко. Однако если во время розыгрыша очка игроку помешают какие-либо неумышленные действия соперника (соперников) или не зависящие от него обстоятельства, которые не связаны с постоянными принадлежностями корта, очко должно быть переиграно.

Вопрос 1. Считается ли помехой неумышленный двойной удар?
Ответ. Нет. См. также Правило 24 (d).

Вопрос 2. Игрок утверждает, что прекратил играть из-за того, что ему показалось, будто его противнику была создана помеха. Может ли игрок потребовать переигрывания?
Ответ. Нет, этот игрок проигрывает очко.

Вопрос 3. Находящийся в игре мяч попадает в птицу, пролетавшую над кортом. Считается ли это помехой?
Ответ. Да, очко должно быть переиграно.

Вопрос 4. Во время розыгрыша очка игроку помешал мяч или иной предмет, который лежал на его стороне корта еще до начала этого розыгрыша. Считается ли это помехой?
Ответ. Нет.

Вопрос 5. Где во время парной игры разрешается стоять партнеру подающего и партнеру принимающего?
Ответ. Партнеру подающего и партнеру принимающего разрешается стоять в любом месте на своей стороне от сетки как внутри, так и вне корта. Однако если игрок создает помеху сопернику (соперникам), следует применить Правило 26.

27. Исправление ошибок

Принципиально важно, что при обнаружении ошибки по отношению к Правилам игры в теннис все сыгранные очки засчитываются. Обнаруженные ошибки должны быть исправлены следующим образом:
  1. Если во время розыгрыша обычного гейма или тай-брейка игрок подаст с неправильной исходной позиции, то ошибка должна быть исправлена сразу же после ее обнаружения. Подающий должен подавать с надлежащей позиции в соответствии со счетом. Ошибка при первой подаче, совершенная до обнаружения неправильной позиции, засчитывается.
  2. Если во время розыгрыша обычного гейма или тай-брейка выяснится, что игроки находятся не на надлежащих сторонах корта, ошибка в очередности смены сторон должна быть исправлена сразу же после ее обнаружения. Подающий должен подавать с надлежащей стороны корта в соответствии со счетом.
  3. Если во время розыгрыша обычного гейма один из игроков подаст вне очереди, то игрок, которому следовало подавать, должен подавать сразу же после обнаружения ошибки. Однако, если гейм завершится прежде, чем обнаружится ошибка, то такая измененная очередность подачи сохраняется.
    Ошибка при первой подаче, совершенная до обнаружения неправильной очередности, не засчитывается. Если в парной игре один из партнеров подаст вне очереди, то ошибка при первой подаче, совершенная до обнаружения неправильной очередности, засчитывается.
  4. Если во время розыгрыша тай-брейка один из игроков подаст вне очереди и это обнаружится после четного количества сыгранных очков, то эта ошибка должна быть сразу же исправлена. Если же ошибка обнаружится после нечетного количества сыгранных очков, то такая измененная очередность подачи сохраняется.
    Ошибка при первой подаче, совершенная соперником (соперниками) до обнаружения неправильной очередности, не засчитывается.
    Если в парной игре один из партнеров подаст вне очереди, то ошибка при первой подаче, совершенная до обнаружения неправильной очередности, засчитывается.
  5. Если во время розыгрыша обычного гейма или тай-брейка в парной игре очередность приема подачи будет ошибочно изменена принимающими, то она остается измененной до конца гейма, в котором ошибка обнаружена, но партнеры должны восстановить первоначальную очередность приема в следующем гейме этого сета, когда они станут принимающими.
  6. Если при счете «по шести» ошибочно начнется розыгрыш тай-брейка, хотя заранее было известно, что будет разыгрываться обычный сет, то если сыграно только одно очко, ошибка должна быть исправлена немедленно, если же ошибка обнаружится после начала розыгрыша второго очка, розыгрыш тай-брейка в этом сете следует продолжить.
  7. Если при счете «по шести» ошибочно начнется розыгрыш обычного гейма, хотя заранее было известно, что будет разыгрываться сет с тай-брейком, то если было сыграно только одно очко, ошибка должна быть исправлена немедленно, если же ошибка обнаружится после начала розыгрыша второго очка, разыгрывается обычный сет до счета «по восьми» (или до счета с другим бόльшим четным количеством равных геймов), после чего должен быть разыгран тай-брейк.
  8. Если ошибочно начат розыгрыш обычного сета или сета с тай-брейком, хотя заранее было известно, что вместо решающего сета разыгрывается тай-брейк, то если было сыграно только одно очко, ошибка должна быть исправлена немедленно, если же ошибка обнаружится после начала розыгрыша второго очка, этот сет продолжается до тех пор, пока игрок или пара не выиграет три гейма (и следовательно, этот сет), либо до счета «по два», когда должен быть разыгран решающий тай-брейк. Однако, если ошибка обнаружится после начала пятого гейма, этот сет в дальнейшем должен быть разыгран как сет с тай-брейком (см. Приложение 4).
  9. Если мячи не были заменены в необходимой последовательности, ошибка должна быть исправлена, когда игрок (или пара), который должен (должны) был (были) подавать новыми мячами, будет подавать в следующий раз в новом гейме. После этого мячи должны меняться с первоначально установленным интервалом по количеству геймов между сменами мячей. Смена мячей не может проводиться в течение гейма.

28. Роль судей на корте

Роли и обязанности судей, назначенных для судейства матчей, рассмотрены в Приложении 5.

29. Непрерывность игры

Принципиально важно, что игра должна быть непрерывной с начала матча (когда мяч после первой подачи введен в игру) и до его окончания.
  1. Между розыгрышами каждого очка разрешен перерыв не более 20 секунд. При смене сторон по окончании гейма разрешен перерыв не более 90 секунд. Однако после окончания первого гейма в каждом сете и во время розыгрыша тай-брейка при смене сторон перерыв на отдых не предусмотрен. После завершения каждого сета предусматривается перерыв максимальной продолжительностью 120 секунд. Продолжительность перерыва считается с момента окончания розыгрыша очка до начала подачи при розыгрыше следующего очка.
    Организаторы серий профессиональных турниров могут обратиться в МТФ за разрешением продлить установленный перерыв в 90 секунд при смене сторон и перерыв в 120 секунд после окончания каждого сета.
  2. Если по не зависящим от игрока причинам его одежда, обувь или снаряжение (исключая ракетку) выйдут из строя или будут нуждаться в замене, игрок может получить приемлемое дополнительное время для устранения неисправности.
  3. Игрок не может получить дополнительное время для того, чтобы восстановить свои силы. Однако в случае возможности лечения полученной игроком травмы (или болезни) ему может быть разрешен один трехминутный перерыв для оказания медицинской помощи в связи с этой травмой (или болезнью).
    Также может быть разрешено ограниченное количество перерывов для посещения туалета или для смены одежды, если об этом будет объявлено заранее, до начала соревнования.
  4. Организаторы соревнований могут разрешить перерыв для отдыха, не превышающий 10 минут, если об этом будет объявлено до начала соревнования. Этот перерыв может быть взят после третьего сета в матче из пяти сетов и после второго сета в матче из трех сетов.
  5. Продолжительность разминки не должна превышать пяти минут, если только организаторы соревнований не примут другого решения.

30. Подсказки игроку

Подсказкой игроку считается любой способ передачи игроку информации, совета или указаний (словесно или посредством сигналов).

В командных соревнованиях, когда капитан находится на корте, он имеет право подсказывать игроку (игрокам) только после окончания сета или во время смены сторон по окончании гейма, но не при смене сторон после первого гейма каждого сета или во время тай-брейка.

В любых других матчах подсказки игроку не разрешены.

Вопрос 1. Разрешается ли давать советы или указания игроку посредством сигналов в ненавязчивой форме?
Ответ. Нет.

Вопрос 2. Разрешается ли подсказывать игроку в то время, когда игра приостановлена (и игроки покинули корт)?
Ответ. Да

Правила игры в теннис на колясках

В теннис на колясках играют по тем же Правилам МТФ, что и в обычный теннис, за исключением следующих положений:
  1. Правило двух отскоков
    Игроку на коляске разрешается отбивать мяч после двух отскоков. Игрок должен отбить мяч прежде, чем тот коснется поверхности корта в третий раз. Второй отскок мяча может быть как в пределах корта, так и вне него.
  2. Коляска
    Коляска считается частью тела, и все соответствующие правила, которые относятся к телу игрока, относятся также и к коляске.
  3. Подача
    1. Подача должна выполняться следующим образом:
      Непосредственно перед началом подачи подающий должен принять неподвижное положение. После этого подающему разрешается один толчок до удара по мячу.
    2. Подающий во время выполнения подачи не имеет права касаться любым колесом какой-либо иной части поверхности площадки, кроме находящейся за задней линией между воображаемыми продолжениями средней метки и соответствующей боковой линии.
    3. Если обычные способы выполнения подачи физически невозможны для игрока с нарушениями функций рук и ног (квадриплегика), то этот игрок или кто-либо другой может подбросить мяч для подачи с отскока. Однако каждый раз должен использоваться один и тот же способ выполнения подачи.
  4. Игрок проигрывает очко
    Игрок проигрывает очко, если:
    1. Ему не удастся отбить мяч до третьего приземления;
    2. (Соотносится с приведенным ниже правилом «d».) Во время выполнения подачи, удара по мячу, поворота или остановки, пока мяч находится в игре, он использует в качестве тормоза или стабилизатора любую часть ступней либо нижних конечностей для контакта с поверхностью корта или любым колесом;
    3. Ему не удастся сохранить контакт хотя бы одной ягодицы с сидением коляски в момент удара по мячу.
  5. Приведение коляски в движение при помощи ноги
    1. Если из-за отсутствия физических возможностей игрок не в состоянии приводить в движение коляску посредством колеса, он может сделать это, используя одну ногу.
    2. Хотя в соответствии с приведенным выше пунктом 1 игроку и разрешается приводить в движение коляску при помощи одной ноги, никакая часть ноги игрока не может соприкасаться с поверхностью корта:
      1. во время маха ракетки вперед, включая момент удара по мячу;
      2. от начала движения подачи до момента удара по мячу.
    3. Игрок, нарушивший это правило, проигрывает очко.
  6. Игра колясочника с обычным игроком
    Если игрок-колясочник играет с обычным игроком в одиночном или парном разряде, то в отношении игрока-колясочника применяются Правила игры в теннис на колясках, а для обычных игроков – основные Правила игры в теннис. В этом случае игроку-колясочнику разрешается бить по мячу после двух отскоков, а обычному игроку – после одного.
    Примечание: Под словами «нижние конечности» понимается нижняя часть тела, включающая в себя ягодицы, бедро, голень, лодыжку и ступню.

Приложение 1

Мяч

  1. Мяч должен иметь однородную наружную поверхность, тканевая оболочка которой должна быть белого или желтого цвета. Если на ней имеются какие-либо швы, они должны быть гладкими.
  2. Мяч должен отвечать приведенным требованиям и иметь массу в пределах от 56,0 г до 59,4 г.

  3. Устанавливается несколько типов мячей. Мяч любого типа после падения с высоты 254 см на плоскую жесткую поверхность, например бетонную, должен отскакивать от нее не менее чем на 134,62 см и не более чем на 147,32 см.
    Мяч типа 1 («быстрый») под нагрузкой 8,165 кг должен иметь прямую деформацию в пределах от 0,495 см до 0,597 см, а обратную – в пределах от 0,673 см до 0,914 см.
    Мячи типа 2 («средний») и типа 3 («медленный») под нагрузкой 8,165 кг должны иметь прямую деформацию в пределах от 0,559 см до 0,737 см, а обратную – от 0,800 см до 1,080 см.
    Оба значения деформации должны быть средними из трех различных показаний по трем осям мяча, и в каждом случае не должно быть двух различных значений, отличающихся более чем на 0,076 см.

  4. Для игры на высоте свыше 1219 м над уровнем моря могут быть использованы два дополнительных типа мячей:

    1. Первый тип идентичен типу 2 («средний»), описанному выше, за исключением того, что отскок должен быть в пределах от 121,92 см до 134,62 см, а мяч иметь внутреннее давление больше, чем внешнее. Такой тип теннисного мяча обычно известен как мяч, имеющий избыточное давление.

    2. Второй тип идентичен типу 2 («средний»), описанному выше, за исключением того, что отскок должен быть в пределах от 134,62 см до 147,32 см, а мяч иметь внутреннее давление, приблизительно равное внешнему, и эти мячи необходимо акклиматизировать в течение 60 дней или более на той высоте, на которой будет проходить данное соревнование. Такой тип теннисного мяча обычно известен как мяч с нулевым давлением или мяч, не имеющий избыточного давления.

    3. Третий тип мячей, который рекомендуется использовать для игры на кортах с любым покрытием на высоте свыше 1219 м, – это тип 3 («медленный»), описанный выше.

  5. Все тесты для определения отскока, размера и деформации должны быть проведены согласно инструкции, приведенной ниже.

Вопрос 1. Какому покрытию корта должны соответствовать описанные выше типы мячей?
Ответ. Все три описанных выше типа мячей разрешены для игры согласно настоящим Правилам, однако:

  • мяч типа 1 («быстрый») предназначен для игры на покрытии с медленным отскоком;
  • мяч типа 2 («средний») предназначен для игры на покрытии со средним/средне-быстрым отскоком;
  • мяч типа 3 («медленный») предназначен для игры на покрытии с быстрым отскоком.
Инструкция по проведению тестов

  1. Если не установлено иное, тестирование проводится при температуре примерно 20 градусов по Цельсию и относительной влажности примерно 60 процентов. Все мячи должны быть извлечены из банок и храниться при установленной температуре и влажности в течение 24 часов, предшествующих тестированию. При этой же температуре и влажности они должны находиться и перед началом теста.

  2. Если не установлено иное, все приведенные нормативы даны для тестов, проводимых при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.

  3. Для игры в условиях местности, где средняя температура, относительная влажность и среднее атмосферное давление существенно отличаются от 20 градусов по Цельсию, 60 процентов и 760 мм ртутного столба соответственно, могут быть установлены другие стандарты. Заявления о таких измененных стандартах могут быть поданы Национальной ассоциацией тенниса в МТФ, и в случае положительного решения эти стандарты могут быть применены в данных местных условиях.

  4. Во всех тестах по замеру диаметра должен использоваться круглый калибр, представляющий собой нержавеющую металлическую пластину одинаковой толщины 3 мм. При замерах мячей типа 1 («быстрый») и типа 2 («средний») пластина должна иметь два круговых отверстия диаметром 65,41 мм и 68,58 мм соответственно. При замерах мячей типа 3 («медленный») в пластине должно быть два круговых отверстия диаметром 69,85 мм и 73,02 мм соответственно. Внутренняя поверхность калибра должна иметь выпуклый профиль с радиусом 1,59 мм. Под действием силы собственного веса мяч должен проходить сквозь большее отверстие, но не должен проходить сквозь меньшее.

  5. Все тесты на деформацию по Правилу 3 должны проводиться на машине, сконструированной Перси Гербертом Стивенсом и запатентованной в Великобритании под № 230250 вместе с последующими дополнениями и улучшениями, включая модификации, необходимые для получения обратных деформаций. Другие механизмы, дающие эквивалентные машине Стивенса показатели, могут применяться для тестов на деформацию при условии одобрения таковых МТФ.

  6. Ниже приведены процедуры проведения тестов, которые должны выполняться в следующей последовательности:

    1. Предварительная компрессия
      Перед тестированием каждый мяч должен быть равномерно сжат приблизительно на 2,54 см последовательно по каждой из трех осей под прямым углом друг к другу. Этот процесс должен быть выполнен 3 раза (всего 9 сжатий). Все тесты после предварительной компрессии выполняются в течение двух часов.

    2. Определение массы (см. выше).

    3. Тест на размер (см. пункт 4).

    4. Тест на деформацию
      Мяч помещается в модифицированную машину Стивенса таким образом, чтобы ни один из валиков машины не соприкасался со швом на мяче. Устанавливается контактный вес, стрелка указателя уровня на шкале выводится на ноль. Тестирующий вес, эквивалентный нагрузке 8,165 кг, помещается на коромысле, а давление прикладывается путем поворота колеса с постоянной скоростью таким образом, чтобы разница между моментом начала движения коромысла и приходом стрелки указателя в начальное положение равнялась 5 секундам. После остановки вращения записываются данные (прямая деформация).
      Колесо поворачивается снова, пока стрелка указателя на шкале не остановится на значении 10 (деформация 2,54 см). Затем колесо вращается в обратном направлении с постоянной скоростью (снимая, таким образом, давление), пока указатель коромысла снова не совпадет с отметкой 0. Через десять секунд указатель при необходимости совмещается с указателем уровня. Записываются значения (обратная деформация). Данная процедура повторяется с каждым мячом по двум взаимно перпендикулярным осям (всего по трем осям).

    5. Тест на отскок (см. выше)

Измерения производятся от бетонного основания до нижней поверхности мяча. Классификация покрытий корта по скорости отскока В качестве метода тестирования МТФ, применяемого для определения скорости отскока от покрытия корта, используется метод ITF CS 01/01 (ITF Surface Pace Rating), описанный в издании МТФ, озаглавленном «Начальное исследование характеристик теннисных покрытий».

Покрытия корта, находящиеся в «Рейтинге скорости покрытий МТФ» между значениями 0 и 35, классифицируются как Категория 1 (медленный отскок). Примеры типов покрытий, соответствующих данной классификации, включают большинство грунтовых кортов и других подобных покрытий.

Покрытия корта, находящиеся в «Рейтинге скорости покрытий МТФ» между значениями 30 и 45, классифицируются как Категория 2 (средний / средне-быстрый отскок). Примеры типов покрытий, соответствующих данной классификации, включают большинство бетонных/асфальтовых кортов с различными покрытиями акрилового типа («хард»), а также некоторые тканевые покрытия.

Покрытия корта, имеющие в «Рейтинге скорости покрытий МТФ» значение 40 и выше, классифицируются как Категория 3 (быстрый отскок). Примеры типов покрытий, соответствующих данной классификации, включают большинство натуральных травяных кортов, искусственную траву и некоторые тканевые покрытия.

Примечание: некоторое перекрытие в значениях «Рейтинга скорости покрытий МТФ» для указанных выше категорий сделано с целью предоставления некоторой свободы выбора в отношении мячей.

Приложение 2

Ракетка

  1. Ударная поверхность ракетки должна быть плоской и состоять из комплекта струн, попеременно переплетенных между собой в местах пересечения и присоединенных к ободу. Струнная поверхность должна быть в целом однородной, и в частности, в центре не менее плотной, чем в любой другой части струнной поверхности. Конструкция ракетки и натяжка струн должны обеспечивать одинаковые игровые характеристики обеих сторон струнной поверхности.
    На струнах не должно быть прикрепленных предметов и выступов, кроме тех, которые используются исключительно для ограничения либо предотвращения износа и разрыва струн или вибрации ракетки. Такие предметы и выступы, служащие этим целям, должны быть приемлемы по своим размерам и местоположению.

  2. Общая длина обода ракетки, включая рукоятку, не должна превышать 73,66 см, ширина – не более 31,75 см. Размеры ударной поверхности: длина – не более 39,37 см, ширина – не более 29,21 см.

  3. На ободе ракетки, включая рукоятку, не должно быть прикрепленных предметов и устройств, кроме тех, которые предназначены исключительно для ограничения или предотвращения его износа, поломки или вибрации либо для распределения веса. Такие предметы и устройства, служащие этим целям, должны быть приемлемы по своим размерам и местоположению.

  4. На ободе ракетки, включая рукоятку, и на струнах не должно быть никаких устройств, с помощью которых в течение розыгрыша очка можно было бы существенно изменять форму ракетки или распределение веса в направлении ее продольной оси, что изменило бы крутящий момент инерции, или умышленно изменять любое физическое свойство, которое повлияло бы на игровые характеристики ракетки. Не разрешается встраивать в ракетку или прикреплять к ней любой источник энергии, каким-либо образом изменяющий или влияющий на игровые характеристики ракетки.

Приложение 3

Реклама

  1. Размещение рекламы на сетке допускается только на той ее части, которая расположена в пределах 0,914 м от центра каждого столба. Реклама должна быть выполнена таким образом, чтобы она не ухудшала условия для игры и чтобы у игроков сохранялась возможность видеть мяч сквозь сетку.

  2. Допускается размещение рекламы, других знаков или материалов позади или по бокам корта, если это не мешает игрокам видеть мяч и не ухудшает условия для игры.

  3. Допускается размещение рекламы, других знаков или материалов на поверхности корта вне ограничивающих его линий, если это не мешает игрокам достаточно хорошо видеть мяч и не ухудшает условия для игры.

  4. Несмотря на вышеприведенные положения пунктов 1, 2 и 3 в любой рекламе, знаках или материалах, размещенных на сетке, позади и по бокам корта, на поверхности корта вне ограничивающих его линий, не должен быть использован белый, желтый или иной светлый цвет, который может помешать игрокам достаточно хорошо видеть мяч или ухудшить условия для игры.

  5. Не допускается размещение рекламы, других знаков или материалов на поверхности корта в пределах ограничивающих его линий.

Приложение 4

Альтернативные системы счета Комментарий ФТР: Применение альтернативных систем счета в турнирах РТТ определяется Регламентом РТТ.

Счет в гейме:

Система счета “No-Ad” ( «ноу-эд» ) (розыгрыш решающего очка при счете «ровно»)

Эта система счета может быть использована как альтернативная.

В гейме, разыгрываемом по этой системе, счет ведется сначала, как и в обычном гейме (первыми объявляются очки, выигранные подающим):

    Выигранных очков нет – «ноль»

    Первое выигранное очко – «пятнадцать»

    Второе выигранное очко – «тридцать»

    Третье выигранное очко – «сорок»

    Четвертое выигранное очко – «гейм»

Если оба игрока (обе пары) выиграют по три очка, счет становится «ровно», и следующее очко, которое будет разыграно, станет решающим. Принимающий должен выбрать, в каком поле подачи, в первом или во втором, он будет принимать подачу. В парной игре принимающая пара не может поменять свою расстановку для розыгрыша решающего очка. Игрок (пара), выигравший (ая) решающее очко, выигрывает и гейм.

В смешанном парном разряде при розыгрыше решающего очка принимающий должен быть того же пола, что и подающий. Игроки принимающей пары не могут поменять свою расстановку для розыгрыша решающего очка.

Счет в сете:

1. «Короткие» сеты

Игрок (или пара), первым(ой) выигравший(ая) четыре гейма, выигрывает и сет при условии, что он (она) выиграет на два гейма больше, чем соперник. Если счет геймов станет "по четыре", разыгрывается тай-брейк.

2. Решающий тай-брейк (до 7 очков)

Если счет сетов в матче станет "по одному" (1:1) или "по два" (2:2) (в матче из пяти сетов), для определения победителя матча разыгрывается один тай-брейк, который заменяет собой решающий сет. Игрок (пара), первым(ой)) выигравший(ая) семь очков, выигрывает этот тай-брейк и матч при условии, что он (она) наберет на два очка больше, чем соперник(и).

3. Решающий тай-брейк (до 10 очков)

Если счет сетов в матче станет "по одному" (1:1) или "по два" (2:2) (в матче из пяти сетов), для определения победителя матча разыгрывается один тай-брейк, который заменяет собой решающий сет. Игрок (пара), первым(ой) выигравший(ая) десять очков, выигрывает этот тай-брейк и матч при условии, что он (она) наберет на два очка больше, чем соперник(и).

Примечание: в случаях, когда вместо решающего сета разыгрывается решающий тай-брейк:

  • сохраняется первоначальная очередность подачи (Правила 5 и 14);
  • в парной игре каждая пара может изменить очередность подачи и приема так же, как и в начале каждого сета;
  • перед началом решающего тай-брейка предусматривается перерыв продолжительностью 120 секунд;
  • перед началом решающего тай-брейка смена мячей не производится, даже если она приходится на этот гейм.

Приложение 5

Роль судей на корте

Главный судья является высшим авторитетом по всем вопросам применения правил, и его решение является окончательным.

В матче, в котором назначается судья на вышке, его решение по всем вопросам, касающимся фактически случившегося на корте во время этого матча, является окончательным.

Игроки имеют право вызвать на корт главного судью, если они не согласны с применением или трактовкой правил судьей на вышке.

В матчах, в которых назначаются судьи на линии и на сетке, они принимают все решения (включая определение зашага), относящиеся к соответствующей линии или к сетке. Судья на вышке имеет право отменить решение судьи на линии или на сетке, если он уверен, что была допущена явная ошибка. В случае отсутствия судей на сетке или на каких-либо линиях судья на вышке сам отвечает за решения, касающиеся сетки или этих линий (включая определение зашага).

Если судья на линии не в состоянии принять решение, он обязан немедленно сигнализировать об этом судье на вышке, и тот должен принять решение самостоятельно. Если судья на линии затрудняется (или не в состоянии) принять решение или если на эту линию судья не назначен, а судья на вышке не может принять решение по вопросам фактически случившегося на корте (в том числе по приземлению мяча), очко должно быть переиграно.

В тех командных соревнованиях, где главный судья сидит на корте (главный судья, назначенный МТФ, в зональных соревнованиях Кубка Дэвиса), его решение является окончательным и по вопросам, касающимся фактически случившегося на корте.

Судья на вышке может остановить или прервать игру в любой момент, когда сочтет это необходимым или уместным. Главный судья также может остановить или отложить игру из-за темноты, плохой погоды или неудовлетворительного состояния корта. При откладывании матча из-за темноты это должно быть сделано по окончании сета либо после четного количества геймов, сыгранных в текущем сете. При возобновлении игры после перерыва счет и расположение игроков на корте должны быть сохранены.

Судья на вышке или главный судья должны принимать решения относительно непрерывности игры и подсказок в соответствии с действующим Кодексом поведения игрока.

Вопрос 1. Судья на вышке после отмены решения судьи на линии объявляет переигрывание очка, однако принимающий утверждает, что должна переигрываться только вторая подача, поскольку первая подача была ошибочной. Может ли быть вызван на корт главный судья для принятия решения?
Ответ. Да. Судья на вышке принимает первоначальное решение по вопросам применения правил (по спорным вопросам, касающимся трактовки конкретных фактов). Однако, если игрок не согласен с его решением, то для принятия окончательного решения должен быть вызван главный судья.

Вопрос 2. Судья объявляет «аут», но игрок утверждает, что мяч был верным. Можно ли вызвать на корт главного судью для принятия окончательного решения?
Ответ. Нет. Судья на вышке принимает окончательное решение по вопросам фактически случившегося на корте (относительно того, что именно произошло в данном конкретном случае).

Вопрос 3. Может ли судья на вышке отменить решение судьи на линии по окончании розыгрыша очка, если, по его мнению, ранее во время розыгрыша очка была допущена явная ошибка?
Ответ. Нет. Судья на вышке может отменить решение судьи на линии, только если он сделает это сразу же после того, как была допущена явная ошибка.

Вопрос 4. После того, как судья на линии объявил «аут», игрок утверждает, что мяч был верный. Может ли судья на вышке в этом случае отменить решение судьи на линии?
Ответ. Нет. Судья на вышке ни в коем случае не может отменять решение в результате протеста или апелляции игрока.

Вопрос 5. Судья на линии объявляет «аут». Судья на вышке был не в состоянии увидеть точное место приземления этого мяча, но ему показалось, что мяч был верный. Может ли судья на вышке отменить решение судьи на линии?
Ответ. Нет. Судья на вышке может отменить решение судьи на линии только тогда, когда он уверен, что судья на линии сделал явную ошибку.

Вопрос 6. Может ли судья на линии изменить свое решение после того, как судья на вышке объявил счет?
Ответ. Да. Если судья на линии понял, что допустил ошибку, он должен исправить ее немедленно, объявив об этом, но ни в коем случае не делать этого в результате протеста или апелляции игрока.

Вопрос 7. Если судья на вышке или судья на линии объявит «аут», а затем изменит свое решение на «верный», какое решение будет правильным?
Ответ. Судья на вышке должен решить, помешал ли кому-то из игроков возглас «аут». Если помешал, то очко должно быть переиграно. Если нет, то игрок, выполнивший этот удар, выигрывает очко.

Вопрос 8. Мяч под действием ветра отскакивает обратно через сетку, и игрок согласно правилам протягивает руку над сеткой, пытаясь ударить по мячу. Соперник(и) препятствует(ют) ему сделать это. Какое решение будет правильным?
Ответ. Судья на вышке должен решить, была ли помеха умышленной или неумышленной, и тогда соответственно либо присудить очко игроку, которому помешали, либо объявить переигрывание очка.

Рекомендации по разметке корта

Разметка обычного совмещенного корта для парной и одиночной игры выполняется следующим образом. (Разметка корта, предназначенного только для одиночной игры, приведена в примечании в конце текста.)

Сначала определите местоположение сетки (для кортов на открытом воздухе рекомендуемая ориентация сетки – «восток – запад») Отложите на выбранной прямой отрезок длиной 12,80 м. Отметьте точкой Х середину отрезка и затем обозначьте по обе стороны от нее:

    на расстоянии 4,11 м – точки а и b, где сетка пересекается с боковыми линиями для одиночной игры;

    на расстоянии 5,03 м – точки n, обозначающие центры подпорок для одиночной игры (точки с);

    на расстоянии 5,49 м – точки А и В, где сетка пересекается с боковыми линиями для парной игры;

    на расстоянии 6,4 м – точки N, обозначающие центры сеточных столбов, являющиеся концами отрезка (12,8 м), расположенного на исходной прямой линии.

Забейте колышки в точки А и В и прикрепите к ним соответствующие концы двух рулеток (бечевок). На первой рулетке, которая образует диагональ половины корта, отложите отрезок длиной 16,18 м, а на другой, образующей боковую линию, – отрезок длиной 11,89 м. Туго натянув обе рулетки с указанными размерами отрезков, определите точку их пересечения С, являющейся вершиной одного из углов корта.

Поменяйте рулетки местами и повторите процедуру для получения вершины D другого угла корта. Для проверки разметки на данном этапе рекомендуется проверить длину отрезка CD (задней линии), которая должна равняться 10,97 м. В это же время пометьте середину задней линии точкой J. Также пометьте точки с и d, являющиеся концами боковых линий для одиночной игры, на расстоянии 1,37 м от точек C и D.

Затем проведите линию подачи и среднюю линию подачи, отложив 6,40 м от сетки вдоль линий bc, XJ, ad.

Для завершения разметки корта выполните такую же процедуру и на другой стороне от сетки.

Примечания:

  1. Для разметки корта только для одиночной игры линии с внешней стороны прямоугольника abcd проводить не нужно, но корт может быть размечен указанным выше способом. В качестве альтернативного способа, вершины углов корта c и d могут быть найдены, если соответствующие концы двух рулеток прикрепить к точкам а и b (вместо точек А и B) и отложить отрезки длиной 14,46 м и 11,89 м. Сеточные столбы будут находиться в точках n. В таком случае следует использовать сетку для одиночной игры длиной 10 м.
  2. В случае, когда совмещенный корт для парной и одиночной игры с сеткой для парной игры используется для одиночной игры, высота сетки 1,07 м в точках n должна обеспечиваться при помощи двух стоек, называемых подпорками для одиночной игры, имеющих квадратное (со стороной не более 7,5 см) или круглое (диаметром не более 7,5 см) сечение. Центры этих подпорок располагаются вне корта для одиночной игры на расстоянии 0,914 м с каждой стороны.

Для того чтобы легче было правильным образом установить подпорки, желательно нанести белые метки в точках n.

Рекомендации ФТР, которые следует принимать во внимание при проектировании и строительстве кортов

  1. Для международных турниров минимальное расстояние между задними линиями и ограждениями должно быть 6,4 м, а между боковыми линиями и ограждениями – 3,66 м.
  2. Для турниров РТТ, а также клубных соревнований и массового тенниса минимальное расстояние между задними линиями и ограждениями должно быть 5,48 м, а между боковыми линиями и ограждениями – 3,05 м.
  3. Минимальная высота потолка должна быть 9,14 м.

По материалам: www.tennis-russia.ru




Rules.net.ru - правила игр. По вопросам работы сайта пишите на admin@rules.net.ru