Rules.net.ru - правила и описания различных игр: карточные игры, пасьянсы, фокусы, азартные, детские и семейные игры, спортивные, настольные, игры в кости, на бумаге и другие


Rules.net.ru > Игры на досках > игры семейства манкала

Разделы:
 Спортивные
 Бильярд
 Кости
 Игры на досках
 Домино
 Карты
 Сонник толкование снов
 На бумаге
 Для вожатых
 Подвижные игры
 Игры народов мира
 Разные
 Статьи
 Ссылки
 Литература


Игры на досках

игры семейства манкала

Введение

    Успех игр семейства «манкала» связан с тем, что они интересны как для неопытных игроков, так и для мастеров. Начинающих привлекает динамичный характер игры, который проявляется в том, что комбинация на игровой доске может кардинально меняться даже после одного хода. Опытные же игроки имеют возможность проверить себя в изощренном анализе множества разнообразных позиций, которыми изобилуют игры «манкала».

Вари

    Логическая игра для 2-х участников.

    Каждому игроку принадлежит один из рядов лунок, в каждую лунку которого перед началом партии помещено по 4 камня. Цель игры заключается в том, чтобы снять с игровой доски как можно больше камней и поместить их в свою лунку-накопитель.

    Ходы выполняются по очереди. Право первого хода определяется жребием. Любой ход состоит в том, чтобы вынуть все камни, находящиеся в одной из лунок своего ряда, и разложить их подряд по одному в соседние лунки, двигаясь против часовой стрелки.

    Правила. В свою лунку-накопитель камень кладут, но нельзя класть камни в лунку-накопитель противника.

    Если последний из раскладываемых камней попадает в такую лунку ряда партнера, которая после раскладывания содержит 2 или 3 камня, включая положенный в нее камень, то игрок вынимает все эти камни из лунки и складывает их в свою лунку-накопитель.

    В том случае, когда в ряду партнера справа и слева от лунки, отвечающей указанным требованиям снятия камней, имеются лунки, которые содержат 2 или 3 камня, то камни из этих лунок также вынимаются. При этом общее количество освобождаемых лунок может составить три: лунка, в которую попал последний из раскладываемых камней, и по лунке слева и справа от нее.

    Довольно часто возникает ситуация, когда при выполнении хода в лунке накапливается 12 и более камней. Тогда при обходе лунок во время раскладывания камней эта лунка пропускается, а камень кладется в следующую за ней лунку.

    В течение одного хода камень не может вернуться в ту лунку, из которой он вынут.

    Запрещено лишать партнера возможности хода. Это значит, что своим ходом нельзя вынуть последние камни из его ряда. Если же партнер очередным ходом сам вынужден вынуть последний камень из своего ряда лунок, то следующим ходом необходимо хотя бы единственный камень перевести в его ряд.

    Если последнее правило выполнить невозможно, то игра заканчивается. Выигрывает игрок, снявший большее количество камней. Ситуация, когда ход выполнить невозможно, встречается не так часто. В обычной партии выигрывает тот, кто снял больше половины всех камней или же просто больше партнера, если игра, как решат оба игрока, не может быть продолжена со снятием камней. При равном количестве снятых камней партия считается ничейной.

Калах

    Логическая игра для 2-х участников

    Эта игра во многом напоминает вари: играют двое, используется та же игровая доска, ходы выполняются по очереди. Камни по лункам разложены так, как показано на рисунке. Каждому игроку принадлежит ближний ряд лунок и правый калах. Цель игры — накопить в своем калахе как можно больше камней. Игрок берет камни из любой лунки своего ряда и раскладывает их против часовой стрелки по одному в лунки своего ряда, затем в свой калах, пропуская калах противника, затем в лунки ряда противника.

    Правила. Ход закончен, когда положен последний камень. Если ход закончен в своем калахе, игрок получает право на дополнительный ход. Иногда получаются замечательные каскады дополнительных ходов. Если ход заканчивается в своей пустой лунке, то игрок берет все камни из противоположной лунки ряда партнера и свой камень, и кладет в свой калах. Когда все лунки ряда одного из игроков окажутся пустыми и ему нечем совершать очередной ход, игра заканчивается. Тогда второй игрок переносит все камни из своего ряда в калах. Выигрывает тот, кто собрал в калахе больше половины всех камней. При равенстве количества камней в калахах партия считается ничейной.

Оуа

    Логическая игра для 2-х участников

    Оуа - народная игра жителей западной Африки. Игра проводится на доске, разделенной на 12 отделений. Во всех отделениях выдолблено по лунке, в каждую лунку в начале игры помещено по четыре шарика (это могут быть 12 лунок и 48 камешков). Один игрок (назовем его Р) садится со стороны АF, другой (назовем его p) садится со стороны af. Ходы совершаются так же, как в игре калах.

    Правила. Если в ходе игры из лунки вынимается 12 и более шариков, то при круговом обходе, дойдя до этой лунки, следует ее пропустить, то есть оставить пустой.

    Если при распределении по лункам последний шарик опущен в последнюю лунку ( f - на одной стороне и F - на другой) на стороне противника, после в этой лунке оказалось 2 или 3 шарика, то игрок, сделавший такой ход, забирает шарики из этой лунки в качестве «добычи». Он последовательно забирает себе шарики и из предшествующих лунок на стороне противника, если в них также оказалось 2 или 3 шарика, но не далее той лунки, в которой число шариков не два и не три. Последнее правило следует пояснить примерами.

    Пример 1.

    f e d c b a
    2 1 2 3 1 2
    0 0 0 0 0 6
    A B C D E F

    В позиции игрок P делает ход с лунки F (другого хода у него нет). Позиция становится такой:

    f e d c b a
    3 2 3 4 2 3
    0 0 0 0 0 0
    A B C D E F

    Последний шарик игрока Р попал в лунку f. Теперь лунка f на стороне противника содержит 3 шарика. Игроку Р это дает право на «добычу». Он берет себе 3 шарика из лунки f плюс 2 и 3 из лунок е и d. В лунках b и а также оказалось 2 и 3 шарика, но игрок Р не должен брать эти шарики, так как последовательность лунок f, е, d с подходящим числом шариков в каждой лунке прервана лункой с, в которой шариков оказалось не 2 и не 3. Итак, ход Р принес ему выигрыш в 8 шариков.

    Между прочим, в получившейся позиции игрок р, если он хочет, чтобы игра продолжалась, не должен играть с лунки а или b, ибо тогда игрок Р не будет иметь шариков на своей стороне и игра прекращается.

    Пример 2.

    f e d c b a
    0 1 2 0 1 2
    1 2 2 2 7 7
    A B C D E F

    В позиции игрок Р, делая ход с лунки F, ничего не выигрывает, так как его последний шарик ложится на его же стороне доски. Делая ход с E, он также ничего не выигрывает, так как хотя его последний шарик и ложится в лунку f, но в ней не получается после этого хода двух или трех шариков.

    Пример 3.

    f e d c b a
    0 0 0 0 0 0
    1 0 0 0 0 17
    A B C D E F

    Пустая лунка не всегда обеспечивает безопасность позиций. В позициивсе лунки на стороне игрока р пустые и все же игрок Р выигрывает 12 шариков. Он начинает с лунки F, что приводит к позиции:

    f e d c b a
    2 2 2 2 2 2
    2 1 1 1 1 0
    A B C D E F

    Последний шарик падает в f и игрок Р берет все 12 шариков из лунок на стороне игрока р.

    Игра прекращается только в двух случаях:

    1. если игроки согласились, что оставшихся на доске шариков недостаточно, чтобы образовать позицию, дающую «добычу»;

    2. если игрок не имеет шариков на своей стороне, чтобы сделать ход.

    Победителем считается тот игрок, у которого к концу партии больше выигранных шариков.

    Если игра прекратилась по первой причине, то оставшиеся на доске шарики при окончательном подсчете очков не учитываются. Если же игра прекратилась по второй причине, то может быть три варианта подсчета оставшихся на доске шариков по предварительному соглашению игроков.

    Варианты соглашений по подсчету оставшихся шариков:

    1. шарики могут не учитываться,

    2. шарики могут быть переданы игроку, оставившему противника без шариков на его стороне,

    3. шарики могут быть, наоборот, в качестве компенсации, переданы тому игроку, который лишился возможности сделать очередной ход.

    Эта игра, подобно шахматам, требует расчета на несколько ходов вперед.




Rules.net.ru - правила игр. По вопросам работы сайта пишите на admin@rules.net.ru