Rules.net.ru - правила и описания различных игр: карточные игры, пасьянсы, фокусы, азартные, детские и семейные игры, спортивные, настольные, игры в кости, на бумаге и другие


Rules.net.ru > Бильярд > развлекательные и тренировочные игры

Разделы:
 Спортивные
 Бильярд
 Кости
 Игры на досках
 Домино
 Карты
 Сонник толкование снов
 На бумаге
 Для вожатых
 Подвижные игры
 Игры народов мира
 Разные
 Статьи
 Ссылки
 Литература


Бильярд

развлекательные и тренировочные игры



алагер

Партия в алагер играется двумя шарами, одним белым и одним цветным — красным, полосатым, вообще резко отличающимся от белого.

Участвовать в алагере может неограниченное число игроков, но не менее двух.

Для определения, кому и каким номером играть, производится жеребьевка. Для этого отбираются пирамидные шары по числу игроков, все играющие окружают бильярд. Один из них, стоя у короткого борта, мешает все приготовленные шары и потом сразу раскатывает по всему бильярду, кто какой шар возьмет, тот под тем номером и записывается для игры.

Запись производится на доску в порядке взятых номеров. Меняться номерами нельзя.

Получивший первый номер берет один из двух шаров и ставит его на любое место в доме. Отсюда играющий и производит свой первый удар — выставку. Этот удар заключается в том, чтобы как можно ближе поставить свой шар к противоположному короткому борту и этим затруднить положить его в лузу партнеру, играющему вторым.

Второй партнер также ставит свой шар на любое место в доме и отсюда имеет право играть шар противника куда угодно.

При игре из дома соблюдаются все правила, перечисленные в малой русской пирамиде (71 очко).

Каждый из участвующих имеет право только на один удар, после которого играет следующий партнер, и т. д., по очереди вынутых номеров.

Играющий, когда его шар будет сыгран следующим партнером, получает крест, который и пишется на доске против его фамилии. Получивший условленное число крестов выбывает из партии.

Первый выбывший из партии игрок имеет право опять вступить в эту же партию за последним партнером, т. е. приписаться, но с условием, что он уравнивается с партнером, имеющим наибольшее число крестов.

Разрешается приписываться и нескольким выбывшим игрокам. Число последних зависит от условия, что когда останутся трое, приписка не разрешается. Каждый выбывший имеет право приписаться (согласно условию) только в тот момент, как получил последний крест. Позднее приписка не разрешается.

Если число игроков четное, то по окончании круга каждый играющий будет все время играть своим определенным шаром, если же число играющих нечётное, то шары у них будут все время меняться.

Если играющий даст промах, положит свой шар в лузу, выбьет свой шар за борт, сыграет не своим шаром, потушует свой или противника шар кием, машинкой, рукой и т. д., за все это полагается штраф — играющему пишется крест.

Обыкновенно уславливаются играть не менее как до двух крестов и не более четырех.

Каждый из участвующих в игре имеет право предложить положить шар вне очереди, обязуясь сыграть шар наверняка. Если же он не положит шар, то ему приписывается крест.

Это предложение делается обычно тогда, когда сильный игрок видит, что. относительно слабый игрок может не сыграть нетрудный шар, а также во избежание подыгрывания одного игрока другому.

Если играющий не пожелает дать сыграть вне очереди, то обязуется положить этот шар сам. Если не положит, получает крест.

Партия оканчивается, когда все участники, за исключением одного, получили условленное число крестов и вышли из партии. Оставшийся считается выигравшим.

Если играющий положит шар и сделает штрафной удар, то положенный шар не считается и играющему ставится крест. Одновременно два креста записаны быть не могут.

Если после окончания первой партии участвующие пожелают сыграть еще партию, то обязательно надо снова бросать жребий, чтобы повысить интерес игры в новой партии, в частности, изменить невыгодную для слабейших очередность, когда за ними или за некоторыми из них все время играют сильнейшие.

Разрешается играть с машинкой, мазиком, длинным и коротким киями.

Шар, положенный пропихом или нажимом, не считается. Упавший шар выставляется на первую точку. Шар, которым играли, остается на своем месте. Удар переходит к партнеру.

Партия в алагер может окончиться: выигрышем или проигрышем. Ничьей быть не может.

алагер с контрольным шаром

Эта игра ведется на тех же основаниях и с соблюдением всех правил алагера. Разница в том, что на среднюю точку ставится третий шар — контрольный.

Если в процессе игры любой шар коснется контрольного, играющему записывается крест.

Если играющий положит шар, а потом своим шаром коснется контрольного, то штрафной крест ставится играющему и тому, на кого играют.

Главная задача при ведении этой партии — ставить так оба шара, чтобы контрольный не давал возможности попадать в играемый шар, т. е. замазывать последний.

Эта игра приучает попадать в шар от борта или от бортов, что чрезвычайно важно при игре в различные пирамиды. Результатом партии может быть выигрыш и проигрыш.

алагер-американка

Эта партия ведется на тех же основаниях и с соблюдением всех правил алагер с контрольным шаром , за следующими исключениями:

  • играют любым шаром, каким удобнее;
  • любой шар, куда и как бы он ни упал, считается;
  • разрешается свой шар класть от шара.
Если играющий положит чужой шар, а свой упадет в лузу, то записываются два штрафных креста тому, после кого играют.

Если играющий даст промах, выбьет свой или другой шар за борт, коснется шара кием, рукой, машинкой и т. п., ему записывается штрафной крест.

Если играющий выбьет оба шара за борт, получает два штрафных креста;
если положит шар, а свой выбьет за борт, то один крест получает играющий и один крест—предыдущий партнер;
если положит шар, произведя двойной удар или коснувшись другого шара, взимается штраф в размере одного креста.

На тех же основаниях играется алагер-американка с контрольным шарам.

Эта игра требует большого умения не только владеть своим шаром, но и учитывать, где станет другой шар после удара.

американка в одну линию

15 шаров в отличие от обычной американки ставятся не пирамидой, а в одну линию, перпендикулярную к середине короткого борта. Шары должны плотно прилегать друг к другу. Для удобства установки шаров положите два кия на бильярд и между ними устанавливайте шары.

Соль данной игры заключается в сильной разбивке шаров. Надо разбить так, чтобы как можно больше шаров стало в позиции, с которых их легко положить в лузы. Производя разбивку, следует стремиться попасть в левую или в правую половину головного шара. Битку при этом надо обязательно придать соответствующее эффе. Только при этом условии биток, отразившись от длинного борта, а затем от короткого, разобьет все шары линии. Любой прямой удар в правую или левую сторону головного шара к успеху не приведет. Из линии выбьется только один шар, а все остальные останутся на месте. Поэтому, начиная игру, вы должны попасть битком или в правую половину лобового шара, и при этом обязательно придать битку левое эффе, или в левую половину лобового шара, придав битку правое эффе. В первом случае биток получит вращение по часовой стрелке и, отразившись сначала от длинного борта, а затем от короткого, сохранит силу вращения и благодаря этой силе разгонит все шары. Во втором случае биток получает вращение против часовой стрелки и даст тот же эффект, но с левой стороны.

Число партнеров в этой игре не ограничено. Чем оно больше, тем интереснее проходит игра.

Перед началом игры кидается жребий, кому начинать. Игрок, которому выпал жребий, ставит биток в любое место дома и производит удар. После разбивки он может класть любым шаром любого, как в американке.

После того, как игрок сделает неудачный удар — не сумеет положить шар или проштрафуется (выбросит свой шар за борт, стушует шар и т.д.), он уступает свое место у бильярда очередному игроку. Тот заново устанавливает шары и начинает игру. Потом вступает в игру следующий. И так до последнего.

Выигрывает тот, кто сумел положить больше шаров. Если несколько человек положат одно и то же количество шаров, то для определения победителя между ними разыгрывается новая партия.

Американка в одну линию — хорошая тренировочная игра. Тренировочные игры развивают серьезное отношение к каждому удару, чувство ответственности за каждый удар и вырабатывают умение класть шары в лузу самыми различными способами. Они учат соразмерять силу удара и его направление в зависимости от взаимного расположения шаров друг к другу и относительно луз. Они учат, наконец, отлично владеть битком при выполнении ударов, выводу его под шар, точной постановке битка на определенное место и многим другим нужным для игрока - бильярдиста качествам.

арктика

Арктика — новая игра, изобретенная нашими полярниками и представляющая собой разновидность игры в алагер. Особенностью игры в арктику является то, что каждый из участников имеет свой, за определенным номером, шар, а сама игра может проводиться как индивидуально, так и командой против команды.

Участвовать в игре могут не менее 4-х и не более 16-ти человек. При большем количестве участников к 16-ти пирамидным шарам прибавляются цветные шары.

При индивидуальной игре для определения, кому каким номером играть, производится жеребьевка. Жеребьевка производится, как указано в игре алагер, или путем вынимания листков бумаги с написанными на них номерами. Вынувший определенный номер получает за этим же номером шар. Биток идет под цифрой 0.

После жеребьевки все участвующие записываются на доску по порядку полученных номеров. Меняться номерами запрещается.

Начало игры происходит следующим образом: все шары участников, за исключением битка, перемешиваются и ставятся в пирамиду. Биток ставится в доме; вынувший жребий за номером О производит первый удар с любого места дома на общих основаниях.

Каждый из играющих имеет право на удар до тех пор, пока он будет класть шары и не даст штрафного удара. После этого удар переходит к следующему партнеру согласно записанным на доске номерам.

Участник, когда его шар будет положен в лузу, получает крест, который пишется на доске против его фамилии. Получивший условленное число крестов выбывает из игры, его шар снимается с бильярда.

Если участник получит первый крест и согласно условиям игры обязан продолжать ее, то шар его вынимается из лузы и ставится плотно к середине короткого борта, противоположного дому, и игра продолжается дальше.

Заказывать шары не требуется, всякий упавший шар считается, как бы он ни упал в лузу, при условии, что не будет сделан при этом штрафной удар.

Если одновременно упадет при ударе несколько шаров, то все шары считаются упавшими правильно и владельцам их ставятся на доске кресты.

При первом ударе из дома (разбивке пирамиды) все упавшие шары считаются, и тем, кому они принадлежат, ставятся кресты.

Штрафные удары считаются на общем основании согласно правилам игры в малую русскую пирамиду.

Если играющий, положив шар, сделает штрафной удар, то положенный шар не считается и ставится к короткому борту, противоположному дому, плотно к середине борта.

Одновременно одному и тому же лицу двух крестов записано быть не может.

Каждый из участвующих в игре имеет право предложить положить шар вне очереди. Если же он не положит, то ему ставится крест.

Если играющий не пожелает дать сыграть вне очереди, то обязан сам сыграть шар. Не положив последний, получает крест.

Партия оканчивается, когда все участники, за исключением одного, получили условленное число крестов и вышли из игры. Оставшийся считается выигравшим партию.

Если по окончании партии участвующие пожелают сыграть еще партию, то обязательно надо снова произвести жеребьевку.

При игре командами желательно, чтобы в каждой команде было по одинаковому числу играющих. Если в какой-либо команде будет на одного игрока меньше, то с общего согласия разрешается одному из игроков этой команды получить два шара и играть за двоих.

Капитаны команд бросают между собой жребий, какой команде играть четными шарами, какой — нечетными. После этого капитаны команд раздают шары своим участникам и каждый из них играет под номером полученного им шара, чередуясь с порядковыми номерами участников другой команды.

Капитан, получивший биток, ставит его в любое место дома и производит первый удар на общих основаниях.

После этого играет капитан другой команды, за ним очередной игрок из команды, производившей первый удар, и т. д. по очереди.

Игрок, получивший обусловленное число крестов, выбывает из игры, шар его снимается с бильярда. Таким образом, может получиться, что в одной из команд будет на несколько участников меньше, чем в другой. Игра продолжается по порядку оставшихся номеров.

Результатом партии может быть: выигрыш, проигрыш или ничья. Последняя может быть только вынужденной, если останется по одному игроку в каждой команде.

Эта игра развивает умение владеть своим шаром, тонко рассчитывать удары и быстро ориентироваться в обстановке.

батифон

Играется двумя шарами на тех же основаниях и с соблюдением всех правил, как при игре в алагер.

Особенностью этой игры является то, что держащий батифон играет один против всех поочередно.

Первый удар — выставку своего шара всегда делает держащий батифон. Выставка производится из дома, за исключением, когда держащий батифон дает фору.

После сделанной выставки вступает в игру партнер, записанный под первым номером; он ставит свой шар на любое место в доме и отсюда производит удар.

Играют по очереди до тех пор, пока один из играющих не положит шар противника, или сделает штрафной удар.

По окончании игры первого партнера вступает в игру второй на тех же основаниях и т. д. до последнего участника. После него играет опять первый.

Все выигранные и проигранные удары отмечаются знаком плюс или минус против записанных на доске фамилий играющих.

Для уравнивания игры держащий батифон дает фору следующими способами:

  • плотная — разрешается получающему взамен первого удара (перед ударом держащего батифон) поставить свой шар рукой в любое место на бильярде (кроме дома).
    Наиболее выгодно для получающего поставить шар плотно к короткому борту около одной из угловых луз или около губки средней лузы, чтобы сыграть этот шар было невозможно, а отбить трудно.
  • промах — разрешается получающему дать в процессе игры один промах. Это право обычно реализуется получающим при трудном положении;
  • на себя — разрешается получающему класть свой шар от шара в любую лузу;
  • любым любого — разрешается получающему играть любым шаром, каким удобнее, а дающий фору всегда играет своим шаром;
  • смешанная из всех перечисленных фор.
Результатом партии может быть: выигрыш и проигрыш. Эта игра развивает главным образом умение владеть своим шаром, кроме того, обладает всеми свойствами и особенностями игры в алагер.

винт

Играется на тех же основаниях и с соблюдением всех правил, как при малой русской пирамиде(71 очко). Разница в том, что написанные на шарах цифры меняют свое значение в зависимости от:
  • количества положенных подряд шаров и
  • различных комбинированных ударов, которыми положен тот или иной шар.
Кроме того, считаются дополнительные очки за коронки — за шары с определенными номерами, находящимися на полке у каждого партнера, и за определенное число положенных шаров. Это делает игру винт много сложнее и гораздо разнообразнее, интереснее игр малой и большой русских пирамид.

Первый чисто положенный шар считается согласно его номиналу, второй удваивает свое цифровое значение, третий —утраивает и т. д. Шары винтятся при условии, что они кладутся подряд один за другим без ошибки.

Пример:

Положено подряд четыре шара: 7, 10, 5 и 11. Первый шар 7 считается за 7 очков, 10 (второй шар) за 10 х 2 = 20 очков, 5 (третий) за 5 х 3 = 15 очков и 11 (четвертый) за 11 х 4 = 44 очка, а всего 7 + 20 + 15 + 44 = 86 очков.

Всякий комбинированный удар винтится:

дуплет — в 2 раза,

от двух бортов — в 3 раза,

от трех бортов — в 4 раза,

от шара — в 2 раза,

шаром — в 2 раза,

абриколью — в 2 раза и т. д.

Пример:

Положено подряд 4 шара: 9, 4, 10 дуплетом, от шара и 12 абриколью. Первый шар считается за 9 очков, 4 — как второй шар, — 4х2=8 очков, 10 — как третий шар, — 10 х 3 = 30, как положенный дуплетом, — 30 х 2 = 60 и еще от шара — 60 х 2 = 120 очков, 12 — четвертый шар, — 12 х 4 = 48 и как положенный абриколью, — 48 х 2 = 96 очков, а всего 9 + 8 + 120 + 96 = 233 очка.

Если положен шар двумя шарами, то его стоимость увеличивается в 3 раза, тремя шарами — в 4 раза, от двух шаров — в 3 раза, от трех шаров — в 4 раза, от четырех шаров — в 5 раз и т. д.

Пример: Положена шестерка четырьмя шарами, дуплетом от шара в середину. Шестерка, положенная четырьмя шарами, считается 6 х 5 = 30, дуплетом 30 х 2 = 60 и от шара — 60 х 2 = 120 очков.

За первый штрафной удар взимается 5 очков, за второй у того же партнера — 10 очков, за третий — 20 очков, за четвертый — 40 очков и т. д. Штрафные очки не списываются с имеющихся очков у давшего штраф, а только приписываются партнеру.

Пример: Дано 5 штрафных ударов: первый считается 5 очков, второй — 10, третий — 20, четвертый — 40 и пятый — 80, всего 5+10 + 20 + 40 + 80 = 155 очков. Все эти очки приписываются к очкам другого партнера.

Коронки.
Коронкой считаются определенные шары, находящиеся на полке у одного из партнеров, хотя и положенные в разное время. За имеющиеся на полке коронки прибавляется:
  • туз (1) — 50 очков,
  • малая коронка (12 и 2) — 50 очков,
  • большая коронка (13, 14 и 15) — 200 очков,
  • 10 шаров различных — 300 очков,
  • полная коронка (все 15 шаров) — 500 очков. К положенному после 10-го шара 11-му шару, кроме его номинала, прибавляется 50 очков, к 12-му — 100 очков, и 13-му — 150 очков, к 14-му — 200 очков, к 15-му — 250 очков, кроме 500 (за полную коронку), а всего 730 очков.
Когда на бильярде остается один или несколько шаров, не могущих изменить уже определившийся результат партии, разрешается не разыгрывать партию до последнего шара и признают выигрыш за тем, у кого больше очков, и начинают новую партию.

В последнем шаре партию разыгрывают только тогда, когда этот шар может дать выигрыш одному из партнеров или когда оставшийся шар короночный — для одного из играющих.

Проигравший определенное число очков может предложить их разыграть на новую партию, т. е. если он проиграет эту партию, то очки удваиваются, если выиграет, то очки списываются. Например, на новую партию разыгрывается 300 очков. При выигрыше партии должником очки сквитываются, игроки становятся в расчете, при проигрыше должником — последний будет должен 600 очков.

Партия может иметь три результата: выигрыш, проигрыш и ничья. Последняя может быть нормальной и вынужденной.

Для уравнивания игры между партнерами различной силы дается фора. По сравнению с малой русской пирамидой размер форы примерно в 5—10 раз больше.

винт с цветными шарами

Играется на тех же основаниях и с соблюдением всех правил, как при игре в винт. Разница в том, что к 15 номерным шарам прибавляется 7 цветных: 4 красных, 1 желтый, 1 зеленый и 1 черный. Всего в игре 22 шара (кроме битка).

К двойке, тройке, четверке и пятерке прибавляется по 10 очков. 4 красных шара считаются по 30 очков, желтый — 60 очков, зеленый — 120 очков и черный — 240 очков.

Цветные шары класть первым и притом чистым ударом нельзя, можно класть комбинированным (дуплетом, от шара, шаром и т. п.) или после положенного шара. Исключением может быть только положение, когда на бильярде останутся одни цветные шары.

Кроме того, в этой игре иные коронки, за набор которых прибавляется:
  • малая коронка (3 и 12) — 50 очков,
  • средняя коронка (13, 14 и 15) — 200 очков,
  • большая коронка (2, 3, 4 и 5) — 400 очков,
  • цветная коронка (все 7 цветных шаров) — 500 очков,
  • 10 шаров различных — 400 очков
  • 15 шаров различных — 800 очков,
  • полная коронка (все 22 шара) — 1000 очков.
Эта игра является самой интересной и захватывающей из всех пирамидок. В ней масса всевозможных сложных комбинаций.

Партия может иметь три результата: выигрыш, проигрыш и ничья. Последняя может быть нормальной и вынужденной, и та и другая бывают очень редко.

Фора дается примерно в 15-20 раз большая, чем в малой русской пирамиде.

кладка шаров чисто в лузы

Ставится обычная пирамида, без соблюдения определенной нумерации шаров по рядам. Играющий должен положить кием все 16 шаров в лузы.

Началом игры считается заявление игрока: Начинаю. Игра может начинаться:
  • разбивкой пирамиды
  • или кладки битка в любую лузу.
В первом случае играющий разбивает пирамиду и начинает класть любой шар в любую лузу, причем считаются удары. Во втором случае играющий сначала кладет биток в любую лузу, а потом все шары поочередно, начиная с углового, кладет в правый или левый углы, противоположные дому. При этом начале игры все шары могут быть положены за 16 ударов.

Разрешается класть шары — шаром, от шара, как угодно играть с машинкой, мазиком, длинным и коротким киями.

Если играющий, кладя какой-либо шар, сделает двойной удар по битку или коснется (до удара, во время удара или после него) любого шара кием, машинкой, рукой и т. п., присчитывается лишний удар. Упавший шар считается. Например, на 15-м ударе играющий кладет шар и тушует другой. Судья должен громко сосчитать: 15 и 16 за туш шара.

Если играющий выбьет за борт какой-либо шар, последний выставляется на точку или к короткому борту, если точка занята. Лишний удар не присчитывается.

Если при ударе игрок не будет касаться одной ногой пола, то присчитывается лишний удар, но упавший шар считается.

При игре коллективной выигрывает тот, кто положит все 16 шаров за меньшее число ударов.

В этой игре может быть и один участник, взявший обязательство положить все шары за определенное число ударов.

Результатом игры может быть: выигрыш, проигрыш и ничья. Последняя может быть нормальной и условной. Нормальная ничья получается:
  • когда играют несколько человек и положат 16 шаров за одно и то же число ударов;
  • при даче форы, например, при форе 3 удара, дающий положил все шары за 16 ударов, его партнер для ничьей должен положить шары за 19 ударов.
Фора может даваться тремя способами:
  • дается начало — сильнейший игрок начинает и тем самым предоставляет партнеру возможность рассчитать свои удары сообразно числу ударов, сделанных начинающим партнером;
  • ударами — 1, 2, 3 и т. д.;
  • смешанная — даются начало и удары.
Эта игра является одной из основных тренировочных игр и входит в число игр, определяющих квалификацию игроков. Она вырабатывает умение:
  • наносить прямой удар в центр шара;
  • класть в лузу шар при любых трудных условиях;
  • избегать касания шаров в самом трудном положении;
  • играть шаром, стоящим плотно к борту.
Иногда можно играть на условии: после каждого неположенного шара снимать с полки играющего шар и выставлять на бильярд. При подобных условиях выигрыш достигается следующим образом: разбив пирамиду, кладут все наиболее легкие шары; стоящие же на борту один или два шара подкатывают в раствор лузы, а затем кладут их выставленными с полки шарами.

перекатка одного шара другим

Эта игра развивает умение владеть битком, вырабатывает точность удара и чувство силы его.

Игра ведется двумя шарами. Один из шаров ставится на первую, другой — на третью точку бильярда.

Сущность игры состоит в том, что шаром 1, стоящим на первой точке, надо ударить по шару 2, стоящему на третьей точке, так, чтобы двойка ударилась о короткий борт бильярда и перешла линию "дома". Если этот шар, пройдя дальше линии, ударится о короткий борт дома и, отразившись, пройдет снова линию дома, то удар также считается выполненным.

Потом игрок бьет шаром 2, где бы он ни остановился (при условии перехода линии дома), по шару 1 с точно таким же расчетом. Чередуя все время шары, он продолжает игру до тех пор, пока по какой-либо причине шар не дойдет до линии дома (сконтрится, ударится о щечку средней лузы или упадет в лузу). Ошибкой считается и удар, в результате которого во время перекатки один из шаров вылетит за борт.

За касание шаров во время их движения (кием, рукой, полой пиджака), а также за двойной удар игрок штрафуется прибавлением лишнего удара.

После ошибки игрока шары вновь выставляются, и в игру вступает следующий партнер.

Выигрывает тот, кто потратит на перекатку определенного количества шаров меньше ударов.

Партнеры могут условиться играть на перекатку шаров, скажем, до семи раз, причем, если каждый из них перекатит только шесть раз, то исход игры будет считаться ничейным.

Сильный игрок может давать слабому фору в виде определенного количества ударов. При форе 5 ударов, например, слабый партнер делает 6 перекатов, а сильный, чтобы не проиграть, должен сделать не менее 11.

пирамида без касания борта битком

Партия играется на тех же основаниях и с соблюдением всех правил, как в малой русской пирамиде (71 очко). Разница в том, что один из играющих не имеет права коснуться битком какого-либо борта; за всякое прикосновение битком к борту взимается 5 очков штрафа.

Партия ведется обязательно с гандикапными очками (с форой). Тот, кто играет, не имея права коснуться борта, получает фору от 50 до 70 очков включительно, в зависимости от силы противника и конструкции бильярда.

Со стороны дающего фору партия ведется на общих основаниях, как в малую русскую пирамиду.

Партия ведется без заказа, любой упавший шар засчитывается, если при этом не было штрафного удара или действия.

При этой игре может быть: выигрыш, проигрыш и ничья. Последняя может быть только вынужденной.

Получающий фору должен обладать очень высокой техникой, в совершенстве владеть своим шаром, иначе ему трудно достигнуть победы.

пирамида с цветными шарами

Играется на тех же основаниях и с соблюдением всех правил, как при игре в малую русскую пирамиду (71 очко). Разница только в том, что изменяется счет очков и прибавляется к пирамиде 15 цветных шаров: 4 красных и 1 желтый. Всего в игре 20 шаров (кроме битка).

Ко всем 15 номерным шарам прибавляется по 10 очков, а всего 150 очков. Цветные шары считаются: 4 красных каждый по 40 очков и один желтый — 50 очков, всего 210 очков. Сама пирамида имеет 140 очков. Таким образом, в пирамиде с цветными шарами получается общее количество очков: 140 + 150 + 210=500.

Партия играется до последнего шара, после чего меньшее число очков, набранных одним из партнеров, вычитается из большего числа очков, набранных другим партнером. Разница очков и составляет выигрыш одного из партнеров. Например, один партнер набрал 367 очков, а другой 133, выиграл первый 367-133=234 очка.

Можно играть, считая разницу очков между 251 и лишними очками, сыгранными партнером. Например, один партнер набрал 367 очков, значит, он выиграл 367 — 251 =116 очков.

Точно так же партия может считаться оконченной, когда один из партнеров наберет 251 очко.

Партия может окончиться: выигрышем, проигрышем и ничьей. Последняя может быть нормальной (по 250 очков у каждого) и вынужденной (на общих основаниях).

Фора дается сравнительно с малой русской пирамидой из расчета 25 : 7, а сравнительно с большой русской пирамидой 25 : 9. Например, если при игре в малую пирамиду дается фора 14 очков, то в пирамиде с цветными шарами фора должна быть (25:7) х 14 = 50 очкам; если в большой пирамиде дается фора 36 очков, то здесь (25 : 9) х 36 = 100 очкам и т. д.

Если получаются дробные числа, то дробь более 0,50 считается за единицу, менее — откидывается.

Игра с цветными шарами гораздо сложнее, интереснее и разнообразнее, чем предыдущие игры. Число возможных комбинаций значительно больше.

пирамида счетом шарами

Играется на тех же основаниях и с соблюдением всех правил. как и при малой русской пирамиде (71 очко). Разница в том, что партия считается не на очки, а на количество шаров. Все 15 шаров считаются равнозначащими. Кто первый положит 8 шаров, тот и выигрывает партию.

Игра может окончиться: выигрышем, проигрышем и ничьей. Ничья может быть только вынужденной. Например, в конце игры шар-биток встает вплотную к одному из двух шаров, оставшихся на бильярде, а второй шар стоит в растворе лузы. Партнеры, не желая рисковать ударом, будут только касаться кием битка. После трех таких касаний каждым партнером партия объявляется законченной вничью.

За штрафной удар платится шар. Давший штраф отдает со своей полки сыгранный шар или, если у него нет таких шаров, то — из могущих быть сыгранными впоследствии. Если же вообще у давшего штраф не будет совсем шаров, то партнер его играет не 8 шаров, а минус количество штрафных. Например, партнер дал два шара штрафа, а шаров не имеет, его противник играет 6 шаров.

Обыкновенно этим счетом игра ведется между равными партнерами, так как игра на шары более гарантирует от случайных результатов, которые часто имеют место при игре на очки.

В игре между разными по силе игроками для уравнивания их сил дается фора шарами. Можно давать 1/2 шара, 1, 1 1/2, 2 и т. д.

Фора дается обычно двумя способами:
  • сильнейший игрок дает из своих сыгранных шаров
  • и слабейший получает договоренное число шаров, снимая их со стола перед началом игры.
Иногда дача форы производится смешанным способом, т. е. часть шаров дается из сыгранных, а часть снимается со стола.

При форе с дробным количеством шаров играют две партии с различными условиями. Например, при форе в 1/2 шара одну партию играют на равных условиях, а другую — с форой в 1 шар (один кладет 8 шаров, другой 7, или один кладет 9 шаров, другой 8); при форе 21/2 шара первую партию один играет 8 шаров а другой — 6, вторую партию — 8 и 5, или 9 и 6. При условии играть две партии начинают по жребию. При даче форы может случиться, что в конце игры не хватит шаров для выигрыша, тогда недостающее количество шаров выставляется на бильярд с полки.

пирамида-подкатка

Эту игру можно использовать как тренировочную. В игре участвуют два игрока: сильный и слабый игрок (подкатчик). Играется она по правилам малой русской пирамиды (71 очко). Разница состоит лишь в том, что слабый игрок — подкатчик — имеет право на два удара подряд. Первым ударом он может подкатывать играемый шар по возможности ближе к лузе, ударяя в него битком, а вторым ударом битка — класть его в лузу.

После того как шар сыгран (независимо, как он положен — с подкаткой или сразу с первого удара), подкатчик имеет право только на один удар, который он может использовать или для того, чтобы положить очередной шар (без подкатки), или для того, чтобы отыграться (поставить биток так, чтобы партнер не смог им положить шар).

Игра ведется без заказа. В какую бы лузу и какой бы шар ни упал, он засчитывается.

Пирамида-подкатка помогает слабому игроку вырабатывать точность и мягкость удара — одно из самых главных свойств мастерства. Она воспитывает в нем крайнюю осторожность при отыгрыше.

Для сильного партнера эта игра интересна потому, что игра против подкатчика развивает не только умение точно класть шары (приходится играть любой мало-мальски возможный шар, иначе его легко сыграет с двух ударов подкатчик), но еще и потому, что он вынужден применять самые сложные комбинации в кладке шаров.

русская рулетка

Эта партия играется пятью шарами: двумя белыми № 1 и № 2, двумя красными и одним желтым.

Каждый из цветных шаров имеет свое определенное место на бильярде.

Красные шары ставятся на крайние точки бильярда (первую и третью), а желтый — на среднюю.

После постановки цветных шаров на свои места играющие кидают жребий, кому начинать. Следующие партии начинают по очереди.

Начинающий игрок берет белый шар № 1 и ставит его на любое место в доме, откуда и делает первый удар на общих основаниях.

Началом партии считается первый удар, произведенный начинающим игроком из дома, при условии, что шар играющего выйдет за линию дома. Если же шар не выкатится из дома, то штраф не взимается, а удар повторяется.

Класть шар первым, начальным ударом нельзя. Если при этом шар, в который попал биток играющего, упадет в лузу, то шар вынимается и ставится на свое прежнее место, очки не считаются и удар переходит к партнеру.

Партнер, играющий вторым номером (белым шаром № 2), также начинает свой первый удар из дома и имеет право играть любой шар, находящийся вне дома, в любую лузу.

Всякий промах, называемый в этой игре выставкой, оплачивается одним очком в пользу партнера.

Положенный в лузу шар вынимается и ставится на свое прежнее место, т. е. красные шары — на крайние точки, желтый — на среднюю.

Если точка, на которую надо поставить вынутый шар, занята, то шар ставится на другую точку, вне дома; если и эта точка занята, то шар ставится на точку дома; если же все три точки заняты, то шар ставится плотно посередине короткого борта, противоположного дому.

Как только освободится одна из точек, шар с короткого борта переставляется на свободную точку при том лишь условии, если шар, стоящий на коротком борту, не был тронут при ударе ни одним из шаров.

Удар продолжается до тех пор, пока играющий кладет в лузу заказанные шары. После ошибки или штрафа удар переходит к партнеру.

Играть прямо шары, которые находятся в доме, нельзя, но разрешается попадать в них только обратным ходом битка от короткого борта, противоположного дому. Сыгранные таким образом шары не считаются и ставятся на свою точку, а удар переходит к партнеру.

Если все шары находятся в доме, а играть надо с рук, то играющий обязан играть их и только из постоянного дома попадать обратным ходом битка от короткого борта или вообще от бортов в шары, находящиеся в доме; если же шар будет сыгран, то он ставится на свою точку, а очки не считаются.

Счет положенных шаров:
  • белый шар — в любую лузу — 2 очка,
  • красный шар — в любую лузу — 3 очка,
  • желтый шар — в угловую лузу — 6 очков,
  • желтый шар — в среднюю лузу — 12 очков.
Класть желтый шар два раза подряд в середину нельзя. Если же он будет положен, то шар не засчитывается, ставится на точку. Штраф не взимается. Удар переходит к партнеру.

После конца каждого удара (биллии) сумма сделанных игроком очков записывается на доску с подведением общего итога всех имеющихся у него очков.

Партия играется до 60 очков; кто из играющих раньше положит 60 очков, считается выигравшим партию и партия оконченной.

Партия штрафными очками не кончается, требуется положить обязательно шар. Штраф взимается за:
  • выставку (промах), касание своего шара или других кием, рукой, машинкой, одеждой, удар чужим шаром — 1 очко;
  • падение своего шара в лузу или вылет его за борт — 2 очка;
  • падение белого шара в любую лузу, а своего на себя (т. е. в любую лузу от шара) — 2 очка;
  • падение красного шара в любую лузу, а своего на себя — 3 очка;
  • падение желтого шара в угол и своего на себя — 6 очков
  • падение желтого шара в середину и своего на себя — 12 очков.
  • Штрафные очки приписываются партнеру, но не снимаются у играющего.

    Если играющий сыграет не своим шаром, если партнер задержит или отклонит катящийся биток, заказанный или не заказанный шар, помешает играющему, а также если застрявший шар упадет в лузу до удара партнера — от явного толчка, то поступают согласно правилам игры в малую русскую пирамиду.

    Для уравнивания игры между партнерами различной силы сильнейший игрок дает фору. Фора дается обыкновенно одним способом — слабейший партнер играет меньшее число очков, сильнейший же — играет всегда 60 очков. Например, при форе 25 очков слабейший играет 35 очков, а сильнейший — 60 и т. п.

    Иногда фора дается карамболями, т. е. получающий, делая карамболи, засчитывает их себе, дающему карамболи не считаются.

    Партия может окончиться: выигрышем или проигрышем. Ничьей не бывает.

    финская партия

    15 шаров в этой партии ставятся особым образом, и все их надо положить в лузы битком с наименьшим количеством ударов.

    Около каждой лузы плотно друг к другу ставятся по два шара, а три шара ставятся по линии, соединяющей центры средних луз, причем средний шар ставится на точку, а два — плотно к нему по сторонам. Средние три шара ставятся так, чтобы при ударе в один из крайних шаров другой крайний, если дойдет до борта, непременно упал в среднюю лузу. Чтобы зря не тратить много времени на точную установку этих шаров, заранее можно договориться, что если при каком-либо ранее произведенном ударе шары эти не были сдвинуты с места, то один из крайних шаров, дошедший до борта после очередного удара, считается упавшим в лузу и снимается.

    Каждый партнер сам ставит для себя шары, но с обязательным условием, чтобы все они были правильно расположены на бильярдном столе.

    Начинающий ставит свой биток на любое место в доме и производит первый удар. После этого партия считается начатой и поправлять шары на бильярдном столе нельзя.

    Партнер обязан положить все шары и при этом считать количество затраченных ударов. Если играющий коснется битка или какого-либо другого шара на столе и при ударе шар не сыграет, ему присчитывается еще один, кроме затраченного, лишний удар. Если он шар положит и при этом коснется другого, то шар считается, но за касание также присчитывается еще один лишний удар. Если биток вылетит за борт или влетит в лузу, он вынимается, и игра продолжается из дома. Лишний удар за это не присчитывается. Побеждает тот, кто затратит меньше ударов на то, чтобы положить все шары.

    Положенный шар пропихом или нажимом не засчитывается. Упавший шар выставляется на точку, удар считается.

    Разрешается играть с машинкой, мазиком, длинным и коротким киями.

    Партия может окончиться: выигрышем, проигрышем и ничьей. Последняя может быть нормальной и условной.

    Нормальная ничья бывает, когда партнеры положат партию за одно и то же число ударов. Условная ничья получается при даче форы.

    Фора дается на тех же основаниях, как при игре кладка шаров кием и др.

    Эта игра является основной тренировочной игрой и входит в число игр при определении квалификации игроков. Она развивает умение:
    • соразмерять силу и точность каждого удара в соответствии с предстоящим выходом под шар;
    • владеть различными эффе;
    • класть шары в лузу;
    • рассчитывать последовательность ударов в зависимости от положения шаров.

    гонолулу (версия BCA, 2000 г.)

    Если ситуация явно не описана в настоящих правилах, следует обратиться к общим правилам пула


    1. Тип игры
    2. Количество игроков
    3. Используемые шары
    4. Расстановка шаров
    5. Цель игры
    6. Ведение счета
    7. Абриколи
    8. Разбитие
    9. Нарушения и штрафы
    10. Прицельные шары забитые с нарушением

    1. Тип игры

    Гонолулу уникальная захватывающая игра, которая заставляет игрока решать самые разные стратегические и позиционные проблемы.

    По сути, гонолулу заказная игра длинной в одну пирамиду. Заказывать можно любой прицельный шар в любую лузу. Каждый правильно забитый шар приносит одно очко. Партию выигрывает тот, кто первым наберет восемь очков.

    Основная особенность этой игры — нельзя сыгрывать прицельные шары напрямую. Шар защитывается лишь в том случае, если он забит посредством дуплета (триплета и т.д.), комбинационного удара, карамболя, абриколя или сочетания вышеперечисленных приемов.

    2. Количество игроков

    Два игрока или две команды.

    3. Используемые шары

    Стандартный набор шаров пронумерованныx с 1-го по 15-й и биток.

    4. Расстановка шаров

    Стандартная треугольная пирамида. Все шары располагаются в произвольном порядке.

    5. Цель игры

    Набрать восемь очков прежде, чем это сделает противник. (Каждый правильно забитый шар — одно очко.)

    6. Ведение счета

    Перед ударом игрок обязан заказать прицельный шар и лузу. Если заказанный шар был забит в объявленную лузу посредством дуплета, комбинационного удара, карамболя или абриколя (или сочетанием перечисленных приемов), то считается, что шар сыгран правильно, а игроку начисляется одно очко. При этом нет необходимости уточнять как именно будет сыгран шар.

    Защитываются только заказанные шары. Все остальные — забитые случайно или с нарушением правил — выставляются в конце серии. Примечание: игрок может заказать любое количество шаров. В этом случае шары защитываются если только все они забиты. Если хотя бы один шар не упал в лузу, то все остальные выставляются, а серия играющего завершается.

    7. Абриколи

    Простые абриколи не защитываются. Абриколь выполнен правильно если только вначале биток отразился от борта, который не связан с заказанной лузой (или если биток отразился от двух и более бортов перед тем как коснуться прицельного шара).

    8. Разбитие

    Игрок, выполняющий разбитие, должен либо забить в лузу заказанный шар, либо довести до борта по крайней мере два прицельных шара. В противном случае он наказывается одним штрафным очком. Вступающий в игру соперник обязан принять сложившуюся на столе позицию и произвести удар. Игроку выполнявшему разбитие в долг записывается одно очко т.е. он обязан выставить первый правильно забитый прицельный шар.

    Весь последующий ход игры регулируется общими правилами пула. (Правильный отыгрыш: после контакта битка с прицельным шаром, хотя бы один из них должен дойти до борта).

    9. Нарушения и штрафы

    За каждое нарушение со счета игрока списывается одно очко (при этом уже забитый шар выставляется или записывается в долг если счет не открыт). После падения битка в лузу, вступающий в игру противник имеет право произвести удар с руки из дома. В случае всех остальных нарушений биток остается на месте. Случайное касание или смещение любого шара на столе считается нарушением. В игре гонолулу правило трех последовательных фолов не действует.

    10. Прицельные шары забитые с нарушением<.p>

    Все выставляются в конце серии.




Rules.net.ru - правила игр. По вопросам работы сайта пишите на admin@rules.net.ru